Общество

RSS

Хала и хумус на высоте: как соблюдают кашрут пассажиры авиалиний

(обновлено: )1671103
Кореспондент РИА Новости побывала на фабрике кошерного бортового питания и выяснила, сложно ли приготовить обед для авиапассажира, который следует предписаниям иудаизма, позволено ли представителям других религий работать на таком производстве и на каких рейсах чаще всего заказывают кошерную еду.

Федерация еврейских общин России на этой неделе объявила о запуске в России новой линии кошерного бортового питания. Фабрика-кухня, действующая на базе этой крупнейшей еврейской организации страны, расширила ассортимент своих обедов и разработала специальный ланч-бокс, который гарантирует сохранение целостности упаковки, а значит, и строгое соблюдение правил кашрута.

Кореспондент РИА Новости Ольга Самсонова побывала на фабрике кошерного бортового питания и выяснила, сложно ли приготовить обед для авиапассажира, который следует предписаниям иудаизма, позволено ли представителям других религий работать на таком производстве и на каких рейсах чаще всего заказывают кошерную еду.

Еда по строгим правилам

Большинство российских и зарубежных авиакомпаний сегодня готовы предоставить пассажиру специальное питание — диетическое, вегетарианское, детское, а также разработанное с учетом его религиозных убеждений. Православный верующий, путешествующий в пост, без труда закажет постный ланч, мусульманин — халяльный обед, а иудей, соблюдающий заповеди Торы, может рассчитывать на еду, приготовленную в соответствии со всеми требованиями кашрута.

Кашрутом в иудаизме называется система ритуальных правил, в основе которой лежат заповеди Торы — священной для евреев книги. Обычно понятие кашрута связывают с определенными религиозными предписаниями, касающимися еды, — так, иудеям запрещено есть морепродукты, определенные виды мяса и рыбы, смешивать мясные и молочные продукты.

Производство кошерного бортового питания

Пища, разрешенная евреям, называется кошерной. Животное, мясо которого будет употребляться в пищу, должно быть забито особым образом, а овощи должны быть проверены на наличие насекомых — в противном случае, еда кошерной считаться не будет. Но сложности с приготовлением такого обеда для авиапассажира не сводятся лишь к запрету на отдельные продукты. Прежде всего, особым образом должен быть выстроен весь процесс производства кошерного бортпитания.

Как пояснил РИА Новости глава Департамента кашрута Федерации еврейских общин России Йоси Верзуб, любое предприятие, которое хочет объявить свою продукцию кошерной — будь то ресторан, молокозавод или фабрика-кухня, на которой готовят обеды для авиапассажиров, — должно сначала получить специальный сертификат, подписанный главным раввином России Берлом Лазаром и выданный Департаментом кашрута.

Для того, чтобы получить этот документ, все ингредиенты и само производство должно пройти строгую экспертизу. Кошерный продукт получает право на специальный значок — "экшер".

"Есть продукты, которые очень просто кошеровать. А с мясной и молочной продукцией, вином, выпечкой дела обстоят чуть сложнее. Нередко приходится вмешиваться, так как есть какие-то ингредиенты, которые надо изменить, есть обряды, которые нужно совершать. Обычную бакалею мы просто проверяем, и если это кошерно, то даем сертификат", — добавил Верзуб.

Кошерный обед для авиапассажира

Как объяснил РИА Новости пресс-секретарь главного раввина России Михаил Лидогостер, для того, чтобы готовить кошерную еду, не обязательно быть евреем — главное, чтобы этот процесс проходил под надзором верующего человека — машгиаха. Машгиах — технолог кошерного питания — проходит специальное обучение в еврейских учебных заведениях и зачастую присутствует на всех этапах производства.

"Если машгиах сделает шаг за нашу фабрику, она тут же может стать некошерной, поэтому он должен находиться здесь 24 часа в сутки. Работают посменно", — говорит Елена Сойнова, завпроизводством кошерной фабрики-кухни "Пинхас". Фабрика-кухня размещается в здании благотворительного центра "Шаарей Цедек" Федерации еврейских общин России и является официальным поставщиком кошерных обедов для крупнейших авиаперевозчиков России и зарубежья, таких как Аэрофлот, Трансаэро, Люфтганза и израильский Эль-Аль.

Производство кошерного бортового питания

По словам Сойновой, машгиах открывает фабрику-кухню утром и опечатывает ее двери вечером, а также следит, чтобы все предписания кашрута при приготовлении бортпитания неукоснительно выполнялись. Если машгиаха не удовлетворяет качество продукта, вся партия идет на выброс, так что себестоимость кошерного производства, по признанию экспертов, достаточно высока.

Особенность кошерного производства такова, что сотрудникам запрещено проносить в цеха свою еду — бутерброд с некошерной колбасой в кармане рабочего может повлечь за собой санкции Департамента кашрута, вплоть до лишения предприятия лицензии. Поэтому перед тем, как зайти в производственные помещения, сотрудники фабрики переодеваются в специальные белые халаты и оставляют за дверью все свои личные вещи.

Что в меню

После того, как сырье завозится на фабрику, оно предварительно обрабатывается в специальных цехах (мясо проходит процедуру обвалки, а овощи и крупы очищаются и проверяются машгиахом на соответствие законам кашрута). Затем продукция переходит в горячий цех. Оттуда уже приготовленный продукт отправляется в специальные холодильные камеры, где его моментально охлаждают методом шоковой заморозки. Это делается для того, чтобы предотвратить размножение бактерий. Затем на конвейере обед упаковывают в ланч-боксы. В замороженном состоянии такой обед может храниться два месяца.

В набор входит горячее — мясо или рыба, а также закуски, десерт и напитки. Нередко в таком ланч-боксе можно встретить традиционные еврейские блюда, например, хумус или халу — традиционный еврейский хлеб, напоминающий по форме "косичку". Во все хлебобулочные изделия фабрики-кухни добавляют виноградный сок.

Производство кошерного бортового питания

"Если в хлебобулочном изделии нет виноградного сока, то перед тем, как его съесть, нужно особым образом омывать руки, а после еды читать длинную молитву — это не очень удобно в условиях переездов и перелетов. Если виноградный сок был добавлен в тесто, то ритуального омовения рук не требуется и после еды достаточно прочитать короткую молитву", — пояснил РИА Новости пресс-секретарь главного раввина России Михаил Лидогостер.

Ланч-бокс новой линейки бортпитания сконструирован таким образом, что его можно открыть лишь один раз — по правилам, сертифицированное кошерное питание должно приноситься пассажиру только в запечатанной коробке.

"При открытии эта упаковка рвется, а если она будет порвана, ее не возьмут и потребуют заменить, так как это уже будет некошерно", — отметил Лидогостер. Пассажир должен убедиться, что упаковка цела, и все необходимые печати на месте, а затем вскрыть её самостоятельно.

Производство кошерного бортового питания

Заказ любого спецпитания, в том числе и кошерного, как правило, должен быть сделан не менее чем за 36 часов до вылета. Его конечную цену устанавливает сам авиаперевозчик — иногда такой обед входит в стоимость билета, а иногда за него нужно доплатить.

Популярность кошерной пищи

Сами производители кошерного бортпитания отмечают, что за последние пять лет количество потребителей их продукции возросло.

"Если пять лет назад мы производили 350 порций в месяц, то сегодня в месяц бывает и пять, и десять тысяч, а в праздники может доходить и до двенадцати", — говорит директор фабрики "Пинхас" Карен Восканян. По его словам, наибольшей популярностью кошерное питание пользуется на израильском и американском направлениях, но на самом деле такой обед можно заказать практически на любом рейсе.

Глава Департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин считает, что рынок кошерного бортпитания в России в достаточной степени развит и "будет развиваться еще больше".

"Система бортового питания, которая сейчас действует в России, — а это две крупные компании, которые этим занимаются, — это одна из крупнейших систем в Европе. И, наверное, пятая-шестая в мире. Поэтому это действительно весьма развитая отрасль", — сказал он РИА Новости.

Горин отметил, что причиной этому является спрос, но "спрос, напрямую с развитием еврейской общины в России не связанный". "Связано это в первую очередь с развитием российских авиакомпаний и их участием в международном сегменте дележа трансферного рынка", — считает собеседник агентства.

По словам Горина, "огромное количество клиентов, которые заказывают кошерное бортовое питание — это люди, которые пользуются услугами "Аэрофлота" трансферного". И — любопытный факт — далеко не все любители бортовой кошерной кухни исповедуют иудаизм.

Производство кошерного бортового питания

"Все исследования показывают, что потребителями бортового кошерного питания очень часто являются люди, не соблюдающие традицию кошерного питания, даже не обязательно иудеи. Связано это с тем, что, например, в том же "Аэрофлоте" кошерное питание просто очевидно качественнее, и богаче порция, чем у обычного питания. Люди, которые это знают, заказывают кошерное питание именно из этих соображений", — отметил эксперт.

Общество

Обсуждение

    • Все
    • США

    Новости

    • Свежее
    • Популярное
    • Обсуждаемое
    Партнеры