Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить

Хала и хумус на высоте: как соблюдают кашрут пассажиры авиалиний

Производство кошерного бортового питания
Кореспондент РИА Новости побывала на фабрике кошерного бортового питания и выяснила, сложно ли приготовить обед для авиапассажира, который следует предписаниям иудаизма, позволено ли представителям других религий работать на таком производстве и на каких рейсах чаще всего заказывают кошерную еду.

Федерация еврейских общин России на этой неделе объявила о запуске в России новой линии кошерного бортового питания. Фабрика-кухня, действующая на базе этой крупнейшей еврейской организации страны, расширила ассортимент своих обедов и разработала специальный ланч-бокс, который гарантирует сохранение целостности упаковки, а значит, и строгое соблюдение правил кашрута.

Кореспондент РИА Новости Ольга Самсонова побывала на фабрике кошерного бортового питания и выяснила, сложно ли приготовить обед для авиапассажира, который следует предписаниям иудаизма, позволено ли представителям других религий работать на таком производстве и на каких рейсах чаще всего заказывают кошерную еду.

Еда по строгим правилам

Большинство российских и зарубежных авиакомпаний сегодня готовы предоставить пассажиру специальное питание — диетическое, вегетарианское, детское, а также разработанное с учетом его религиозных убеждений. Православный верующий, путешествующий в пост, без труда закажет постный ланч, мусульманин — халяльный обед, а иудей, соблюдающий заповеди Торы, может рассчитывать на еду, приготовленную в соответствии со всеми требованиями кашрута.

Кашрутом в иудаизме называется система ритуальных правил, в основе которой лежат заповеди Торы — священной для евреев книги. Обычно понятие кашрута связывают с определенными религиозными предписаниями, касающимися еды, — так, иудеям запрещено есть морепродукты, определенные виды мяса и рыбы, смешивать мясные и молочные продукты.

Производство кошерного бортового питания

Пища, разрешенная евреям, называется кошерной. Животное, мясо которого будет употребляться в пищу, должно быть забито особым образом, а овощи должны быть проверены на наличие насекомых — в противном случае, еда кошерной считаться не будет. Но сложности с приготовлением такого обеда для авиапассажира не сводятся лишь к запрету на отдельные продукты. Прежде всего, особым образом должен быть выстроен весь процесс производства кошерного бортпитания.

Как пояснил РИА Новости глава Департамента кашрута Федерации еврейских общин России Йоси Верзуб, любое предприятие, которое хочет объявить свою продукцию кошерной — будь то ресторан, молокозавод или фабрика-кухня, на которой готовят обеды для авиапассажиров, — должно сначала получить специальный сертификат, подписанный главным раввином России Берлом Лазаром и выданный Департаментом кашрута.

Для того, чтобы получить этот документ, все ингредиенты и само производство должно пройти строгую экспертизу. Кошерный продукт получает право на специальный значок — "экшер".

"Есть продукты, которые очень просто кошеровать. А с мясной и молочной продукцией, вином, выпечкой дела обстоят чуть сложнее. Нередко приходится вмешиваться, так как есть какие-то ингредиенты, которые надо изменить, есть обряды, которые нужно совершать. Обычную бакалею мы просто проверяем, и если это кошерно, то даем сертификат", — добавил Верзуб.

Кошерный обед для авиапассажира

Как объяснил РИА Новости пресс-секретарь главного раввина России Михаил Лидогостер, для того, чтобы готовить кошерную еду, не обязательно быть евреем — главное, чтобы этот процесс проходил под надзором верующего человека — машгиаха. Машгиах — технолог кошерного питания — проходит специальное обучение в еврейских учебных заведениях и зачастую присутствует на всех этапах производства.

"Если машгиах сделает шаг за нашу фабрику, она тут же может стать некошерной, поэтому он должен находиться здесь 24 часа в сутки. Работают посменно", — говорит Елена Сойнова, завпроизводством кошерной фабрики-кухни "Пинхас". Фабрика-кухня размещается в здании благотворительного центра "Шаарей Цедек" Федерации еврейских общин России и является официальным поставщиком кошерных обедов для крупнейших авиаперевозчиков России и зарубежья, таких как Аэрофлот, Трансаэро, Люфтганза и израильский Эль-Аль.

Производство кошерного бортового питания

По словам Сойновой, машгиах открывает фабрику-кухню утром и опечатывает ее двери вечером, а также следит, чтобы все предписания кашрута при приготовлении бортпитания неукоснительно выполнялись. Если машгиаха не удовлетворяет качество продукта, вся партия идет на выброс, так что себестоимость кошерного производства, по признанию экспертов, достаточно высока.

Особенность кошерного производства такова, что сотрудникам запрещено проносить в цеха свою еду — бутерброд с некошерной колбасой в кармане рабочего может повлечь за собой санкции Департамента кашрута, вплоть до лишения предприятия лицензии. Поэтому перед тем, как зайти в производственные помещения, сотрудники фабрики переодеваются в специальные белые халаты и оставляют за дверью все свои личные вещи.

Что в меню

После того, как сырье завозится на фабрику, оно предварительно обрабатывается в специальных цехах (мясо проходит процедуру обвалки, а овощи и крупы очищаются и проверяются машгиахом на соответствие законам кашрута). Затем продукция переходит в горячий цех. Оттуда уже приготовленный продукт отправляется в специальные холодильные камеры, где его моментально охлаждают методом шоковой заморозки. Это делается для того, чтобы предотвратить размножение бактерий. Затем на конвейере обед упаковывают в ланч-боксы. В замороженном состоянии такой обед может храниться два месяца.

В набор входит горячее — мясо или рыба, а также закуски, десерт и напитки. Нередко в таком ланч-боксе можно встретить традиционные еврейские блюда, например, хумус или халу — традиционный еврейский хлеб, напоминающий по форме "косичку". Во все хлебобулочные изделия фабрики-кухни добавляют виноградный сок.

Производство кошерного бортового питания

"Если в хлебобулочном изделии нет виноградного сока, то перед тем, как его съесть, нужно особым образом омывать руки, а после еды читать длинную молитву — это не очень удобно в условиях переездов и перелетов. Если виноградный сок был добавлен в тесто, то ритуального омовения рук не требуется и после еды достаточно прочитать короткую молитву", — пояснил РИА Новости пресс-секретарь главного раввина России Михаил Лидогостер.

Ланч-бокс новой линейки бортпитания сконструирован таким образом, что его можно открыть лишь один раз — по правилам, сертифицированное кошерное питание должно приноситься пассажиру только в запечатанной коробке.

"При открытии эта упаковка рвется, а если она будет порвана, ее не возьмут и потребуют заменить, так как это уже будет некошерно", — отметил Лидогостер. Пассажир должен убедиться, что упаковка цела, и все необходимые печати на месте, а затем вскрыть её самостоятельно.

Производство кошерного бортового питания

Заказ любого спецпитания, в том числе и кошерного, как правило, должен быть сделан не менее чем за 36 часов до вылета. Его конечную цену устанавливает сам авиаперевозчик — иногда такой обед входит в стоимость билета, а иногда за него нужно доплатить.

Популярность кошерной пищи

Сами производители кошерного бортпитания отмечают, что за последние пять лет количество потребителей их продукции возросло.

"Если пять лет назад мы производили 350 порций в месяц, то сегодня в месяц бывает и пять, и десять тысяч, а в праздники может доходить и до двенадцати", — говорит директор фабрики "Пинхас" Карен Восканян. По его словам, наибольшей популярностью кошерное питание пользуется на израильском и американском направлениях, но на самом деле такой обед можно заказать практически на любом рейсе.

Глава Департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин считает, что рынок кошерного бортпитания в России в достаточной степени развит и "будет развиваться еще больше".

"Система бортового питания, которая сейчас действует в России, — а это две крупные компании, которые этим занимаются, — это одна из крупнейших систем в Европе. И, наверное, пятая-шестая в мире. Поэтому это действительно весьма развитая отрасль", — сказал он РИА Новости.

Горин отметил, что причиной этому является спрос, но "спрос, напрямую с развитием еврейской общины в России не связанный". "Связано это в первую очередь с развитием российских авиакомпаний и их участием в международном сегменте дележа трансферного рынка", — считает собеседник агентства.

По словам Горина, "огромное количество клиентов, которые заказывают кошерное бортовое питание — это люди, которые пользуются услугами "Аэрофлота" трансферного". И — любопытный факт — далеко не все любители бортовой кошерной кухни исповедуют иудаизм.

Производство кошерного бортового питания

"Все исследования показывают, что потребителями бортового кошерного питания очень часто являются люди, не соблюдающие традицию кошерного питания, даже не обязательно иудеи. Связано это с тем, что, например, в том же "Аэрофлоте" кошерное питание просто очевидно качественнее, и богаче порция, чем у обычного питания. Люди, которые это знают, заказывают кошерное питание именно из этих соображений", — отметил эксперт.

Общество

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.