МОСКВА, 2 авг — РИА Новости. Политологи в целом согласны с результатами социологических исследований о перспективах протестной активности, в частности о формировании в среде оппозиционеров ядра и о превращении оппозиционной деятельности в профессию. Однако, считают они, говорить о "старении" протеста неправильно, свое мнение у политологов и о численности и частоте акций.
Коллектив авторов под руководством известного социолога Ольги Крыштановской подготовил социологическое исследование "Динамика протестной активности: 2012-2013". По мнению авторов документа, настроение протестующих кардинально поменялось — эйфория сменилась пессимизмом, часть молодежи и студентов перестала посещать митинги, костяк протеста составила образованная 40-летняя интеллигенция, и выделилась "ядерная оппозиция" — небольшое и устойчивое сообщество, которое занято этой деятельностью на полупрофессиональной или профессиональной основе.
Протест как професия, уличная оппозиция как партия
Политолог Павел Святенков согласен с выводами социологов о том, что в среде оппозиции сформировалось почти профессиональнное ядро.
"Докладчики правы, говоря, что появились кадровые оппозиционеры. Можно сказать, появился "офицерский корпус" оппозиции — люди, которые профессионально или полупрофессионально занимаются оппозиционной деятельностью, а это значит, что в случае кризиса оппозиция может достаточно быстро нарастить свои ряды", — считает Святенков.
По мнению политолога, несистемная оппозиция становится своего рода партией, членство в которой ограничено. "Люди уже готовы протестовать на постоянной основе, чего раньше не наблюдалось", — добавил эксперт.
На вопрос, почему сформировалось такое ядро, политологи отвечают по-разному. Как считает Святенков, это сообщество образовалось именно сейчас, потому что появились люди, которые остро чувствуют угрозы современного российского общества: отсутствие безопасности и экономической стабильности, сложность с получением качественного образования.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин полагает, что причиной формирования профессионального ядра стал приток денежных средств к проектам оппозиции.
"Общественное движение возникает, как правило, ситуативно, затем под эту ситуацию появляются деньги. Вокруг этих денег и формируется ядро профессионалов, которые развивают этот проект", — объяснил политолог РИА Новости.
Не меньше, а больше. Не больше, а меньше
С мнением, что учащающиеся протестные акции будут привлекать все меньше участников, политологи не согласились. По мнению Святенкова, количество протестных акций не будет возрастать.
"Оппозиция прекрасно понимает, что если делать много оппозиционных мероприятий, то интерес к ним неизбежно будет падать", — сказал эксперт, по мнению которого оппозиция будет проводить протестные акции только по каким-то острым темам.
Мухин считает, что на фоне формирования более профессионального подхода к протестной деятельности может возникнуть всплеск интереса и к протестным акциям.
"Профессионализация оппозиции говорит о том, что в дальнейшем мероприятия оппозиции как раз будут привлекать гораздо большее количество участников", — убежден политолог.
"Важна не безупречная репутация как таковая, сколько яркий лидер и вера людей в этого яркого лидера. Нужны фанаты, грубо говоря", — уверен эксперт.
Мухин вообще считает поиск лидеров с безупречной репутацией утопией.
Оппозиция не повзрослела
Эксперты также не согласились с выводами социологов о возрастной характеристике оппозиционеров. Святенков считает, что люди среднего возраста сформировали именно ядро оппозиции, но и молодежь по-прежнему посещает протестные акции.
"Молодежь часто идет на такие мероприятия "за компанию". Я думаю, речь идет не о старении, а о консолидации этого кадрового ядра оппозиции", — сказал политолог.
Мухин полагает, что интеллигенты среднего возраста разочаровались в протесте гораздо быстрее, чем молодые люди.
"Очень многие знаковые люди вспоминают о тех мероприятиях, в которых они участвовали, с ностальгией, но в новых мероприятиях участвовать уже не собираются — Дмитрий Быков, Борис Акунин… Я думаю, поклонниками протестного образа жизни как раз остались молодые люди, в основном, которые связывают с этой деятельностью свое будущее", — сказал политолог.