Глава российского кабинета министров Дмитрий Медведев подписал распоряжение о назначении действующего ректора Сибирского федерального университета (СФУ) Евгения Ваганова руководителем вуза еще на три года. Корреспондент РИА Новости побеседовал с Вагановым о планах, об отношении к реформе Российской Академии Наук (РАН) и перспективах ЕГЭ.
- Евгений Александрович, начнем с федеральной темы. Как вы относитесь к истории с реформой РАН?
Реформа в том, чтобы поддержать работающих ученых, а не являющимся передовым отрядом науки нужно сказать: "Ребята, вы должны заниматься другим". Но это тяжелая работа.
- На форуме в Железногорске вы говорили о необходимости "порвать с прошлым" — отказаться от специализации при приеме в вузы?
— Министерство образования уже делает шаги — набор будущего года будет проводиться по укрупненным направлениям. Но это начало долгого пути — нужны изменения в законодательстве.
У меня есть еще более авантюрное предложение — набирать студентов только на три крупных направления: гуманитарное, естественно-научное и инженерное. Затем, после двух лет обучения, студент поймет свою предрасположенность и сможет выбрать себе специализацию. Сейчас же студент выбирает специализацию с первого года, тянет ее до конца, даже понимая, что выбор был ошибочным.
- Для этого необходимы изменения в системе Единого государственного экзамена (ЕГЭ)?
— Я считаю, что нужно вводить большее число обязательных ЕГЭ. Это предоставит абитуриенту реальный выбор при поступлении. Ведь сейчас многие не сдают физику, химию, биологию и географию, а набирают себе общественные дисциплины, тем самым, сужая потенциал поступления. После они знакомятся со специальностями, но, не имея нужного набора ЕГЭ, не могут на них поступить.
Сейчас в СФУ абитуриенты поступают на 98 направлений. С учетом профильных специализаций получается несколько сотен вариантов. Вчерашнему школьнику в них разобраться нереально.
Обязательные ЕГЭ нужны для полной уверенности в широком выборе специальности при поступлении. Иначе зачем было вводить правило о том, что можно подавать документы в пять вузов на различные специальности.
Все плачи по поводу загрузки и стрессов на ЕГЭ — чепуха. Мы в свое время сдавали по 10-11 выпускных экзаменов и четыре-пять "впускных".
- По каким предметам вы видите обязательные ЕГЭ?
— Физика, химия, биология, информатика, география.
- Евгений Александрович, перед назначением вы готовили программу развития университета. Представляли ее на суд правительства?
— Нет. Федеральный университет уже имеет утвержденную программу развития до 2021 года, которая является основополагающим документом деятельности вуза. Мы реализуем ее, корректируя в зависимости от ситуации, с 2011 года.
Одна из важнейших задач, стоящих перед университетом — повышение международной конкурентоспособности региональной системы профессионального образования через оптимизацию вузовской сети и формирование центров превосходства мирового уровня. Одним из ключевых факторов этой долгосрочной программы является выход СФУ на глобальный рынок производства знаний и технологий.
Университет исполняет роль локомотива в реализации региональных технологических платформ, концентрируется на фундаментальных, прикладных и научных исследованиях.
- Можно ли подвести промежуточные итоги по реализации программы развития?
— В качестве таковых можно отметить 12-ое место СФУ, по версии сразу двух крупнейших российских рейтинговых агентств, в рейтинге вузов, которое он занимает в настоящий момент.
Еще несколько лет назад вузы, на основе которых был создан СФУ, занимали 60-160 строчки в рейтингах. Показателем является активизация научной работы, увеличение доходов вуза, привлекаемых по линии прикладных исследований. Объем средств, привлеченных на НИОКР, вырос до 1 миллиарда рублей.
Особое внимание университет уделяет росту наукометрических показателей. Так, количество публикаций в иностранных журналах увеличилось в восемь раз. Но более ценным для нас стал серьезный рост по цитированию.
В какой-то степени результатом промежуточного этапа можно назвать рост количества иностранных студентов и преподавателей. При этом продолжается развитие кампуса и инфраструктуры, а значит, нас ждет дальнейший рост.
Сильная сторона университета — взаимодействие с работодателями. Мы активно участвуем в программах крупных компаний по профориентации учащихся. На базе СФУ, в специализированных классах, школьники получают углубленные знания по профильным предметам (математике, физике, химии, информатике, черчению), проводят опыты и исследования в современных университетских лабораториях.
Подумываем о соглашении с краевым министерством образования об усилении подготовки важных для нас направлений: информатике, математике, русскому языку, химии, физике, биологии, географии.
Речь идет о довузовской подготовке будущих студентов. Сейчас нам приходится тратить время на "доводку" ребят до университетских стандартов. К сожалению, многие из них, несмотря на неплохие результаты ЕГЭ, не способны с первого дня включиться в студенческую учебу. А ведь подготовка бакалавриата подразумевает концентрацию на фундаментальную подготовку в первые два года.
Жалко терять время на доучивание. Лучше заранее работать со школой. Тем более, в Красноярске уже есть прецедент — физико-математическая школа, созданная при СФУ.
- Вы упомянули о перспективах развития университетского кампуса…
Рассчитываем, что в дальнейшем продолжится финансирование строительства общежитий по федеральной программе. Есть задание на проектирование мультифункционального спортивного комплекса. В активной фазе строительство физико-математической школы.
Существует задумка по созданию целой серии специализированных лабораторий по прикладным и фундаментальным наукам, которые бы работали с потенциальными работодателями. Это необходимо для обучения студентов, подготовки их к самостоятельной инженерной, научной и предпринимательской жизни.
- Ранее говорилось, что СФУ может стать кузницей кадров для стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Реальная ли это перспектива?
— Если иметь в виду АТР в широком смысле, начиная от стран Средней Азии и заканчивая странами Юго-Востока (Азии), то да. Сейчас в СФУ 3,3 тысячи преподавателей и 40 тысяч студентов. Доля иностранных студентов составляет 1%, к 2020 году планируем увеличить ее до 15%. Есть студенты из Германии, Испании и Китая.
Основной поток студентов идет из стран Средней Азии: Киргизии, Казахстана, несколько меньше из Узбекистана. Оттуда едут неплохие ребята. И это очень важно с точки зрения влияния России на регион. Единственная беда — слабый уровень русского языка. Сейчас думаем, как организовать его "дотягивание" на местах. Ставку делаем на такие перспективные для нас направления как Китай, Вьетнам, Индия.
- "Дотягивать" будете на местах? В странах Средней Азии?
— Да, речь идет об организации там курсов. Мы уже имеем представительство в Киргизии, но хотели бы создать еще одно в Шымкенте (Казахстан). Представительство необходимо для привлечения будущих студентов, их тестирования, организации на других площадках интенсивных курсов русского языка.
Активно работаем с работодателями по привлечению иностранных преподавателей. Они также заинтересованы в привлечении специалистов из зарубежных вузов и компаний для подготовки своих сотрудников.
- В каком состоянии находится эндаумент-фонд?
— Деньги из фонда расходуются на студентов, на дополнительные стипендии. По сути это реализация американского варианта, когда студент-отличник учится на платной основе, но получает стипендию от университета.
Сложилась практика выплаты из эндаумент-фонда университетских стипендий в размере стоимости обучения студентам-отличникам, обучающимся на высококонкурсных направлениях.
Там, как правило, студенты держаться за бюджетные места, и перевод с платного на бюджет не всегда возможен. А так мы поощряем талантливых студентов. В этом году в виду отсутствия бюджетных мест на направлении "История" выделили гранты первокурсникам с высокими результатами ЕГЭ также в размере стоимости обучения.
К сожалению, размер фонда не так значителен. Жертвователями выступили 163 человека. Нет пока в российской ментальности понимания необходимости такого вложения средств. Размер фонда должен быть чуть более 1 миллиарда долларов, если сравнивать СФУ с аналогичными вузами из США. Но для этого нужно время.