МОСКВА, 14 июн — РИА Новости. Госдума рассмотрит в пятницу в первом чтении законопроект, направленный на борьбу с интернет-пиратством, который, в частности, определяет механизм блокирования сайтов, незаконно размещающих фильмы и музыкальные произведения.
Законопроект был внесен на рассмотрение палаты на прошлой неделе группой депутатов от разных фракций. Документ закрепляет правовые основания и определяет порядок ограничения доступа к информационным ресурсам, в том числе в интернете, посредством которых распространяются аудиовизуальные произведения и фонограммы с нарушением интеллектуальных прав.
Ранее первый зампред профильного комитета по уголовному законодательству Виктор Пинский ("Единая Россия") сообщил РИА Новости, что законопроект может быть принят в целом уже на следующей неделе.
Суть законопроекта
Концепция законопроекта строится на том, что правообладатель, обнаружив факты нелегального распространения своего контента в сети, может потребовать от Мосгорсуда ограничить доступ к ресурсу, где обнаружен контент. Мосгорсуд наделяется правами принимать решение о блокировке на период разбирательства.
Получив решение суда о блокировке, правообладатель обращается в Роскомнадзор с заявлением об ограничении доступа к ресурсу. Это ведомство в течение трех дней направляет хостинг-провайдеру ресурса уведомление о нарушении прав с требованием удалить информацию.
Далее в течение суток провайдер хостинга должен сообщить владельцам ресурса о необходимости удалить нелегальный контент. В течение суток после получения уведомления владельцы интернет-ресурса должны удалить контент, в противном случае провайдер обязан в течение трех суток ограничить доступ к ресурсу.
Наконец, если провайдер не выполнит обязательства, сведения о ресурсе будут направлены операторам связи с целью блокировки всего сайта или размещенной на нем информации. Снятие блокировки осуществляется также по решению суда в течение трех дней.
Предполагается, что информационный посредник в лице интернет-провайдера не будет нести ответственность за нарушение интеллектуальных прав, если он не является инициатором передачи и не определяет получателя материала, не изменяет этот материал после получения и если он не знал и не должен был знать, что использование передаваемого материала неправомерно.
Хостинг-провайдер будет освобождаться от ответственности, если он не знал и не должен был знать о неправомерности использования материала, и если при получении письменного заявления правообладателя он пресек нарушение интеллектуальных прав.
Законопроектом предлагается установить исключительную подсудность Мосгорсуду (в качестве суда первой инстанции) гражданских дел, связанных с защитой интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, ввести институт предварительных обеспечительных мер защиты интеллектуальных прав в сети, который может применяться судом по заявлению организации или гражданина (до подачи ими искового заявления).
Возможные поправки ко второму чтению
Члены комитета по культуре в своем заключении как комитета-соисполнителя по законопроекту отмечают, что отнесение только аудиовизуальных произведений и фонограмм, распространяемых без разрешения, неоправданно сужает сферу пресечения пиратской деятельности в сети и считают, что ко второму чтению можно внести поправки и вести речь не только о нарушении авторских прав создателей фильмов и музыки, но и авторов книг, статей, фотографий.
Они также считают, что наряду с обеспечительными мерами должен быть предусмотрен внесудебный механизм принятия мер по пресечению нарушений интеллектуальных прав как по требованию правообладателей, так и с участием уполномоченного органа — по аналогии с механизмом, предусмотренным законом о защите детей от вредной информации.
В целях обеспечения реальной работы предлагаемого механизма комитет полагает необходимым предусмотреть административную ответственность за непринятие мер по пресечению нарушений.
Как отмечается в заключении, в законопроекте не затронута проблема поисковых систем, которые в ответ на запрос пользователя на поиск контента "выводят" его в первую очередь на источники, где такой контент размещен нелегально. Такой подход поощряет незаконное использование контента потребителем и фактически блокирует работу легальных ресурсов, которые находятся в конце поисковой выдачи, говорится в документе.
В целях борьбы с таким явлением парламентарии считают необходимым предусмотреть обязанность поисковых ресурсов удалять из результатов поиска ссылки на сайты, на которых нелегально используются объекты интеллектуальных прав, а также обеспечивать приоритетное представление ссылок на сайты, использующие объекты интеллектуальной собственности на законных основаниях.