Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить

Эксперт: в детских садах надо запретить школьные занятия

Cтарший научный сотрудник Федерального института развития образования Владимир Загвоздкин
С сентября в режиме эксперимента вводится новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. О том, каким должен быть ФГОС для воспитанников детских садов, рассказал старший научный сотрудник Федерального института развития образования, член рабочей группы по разработке проекта стандарта Владимир Загвоздкин.

С сентября в режиме эксперимента вводится новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. Ожидается, что в мае Минобрнауки РФ представит его проект на экспертное обсуждение. О том, каким должен быть образовательный стандарт для воспитанников детских садов, в интервью РИА Новости рассказал старший научный сотрудник Федерального института развития образования, член рабочей группы по разработке проекта стандарта Владимир Загвоздкин.

— Владимир Константинович, учитывается ли международный опыт в разработке стандарта для дошкольников?

— С самого начала рабочая группа получала и анализировала информацию о развитии дошкольного образования за рубежом, чтобы учесть основные принципы, принятые в международном образовании. Однако интегрировать этот опыт в нашу систему не просто из-за глубоких различий в традициях, исторически сложившихся в условиях разных общественных укладов. Это видно уже на уровне нового закона «Об образовании в РФ». Инновационным в новом законе является положение о том, что дошкольное образование становится полноценным уровнем образования. В нашей стране это означает, что к дошкольному образованию должна предъявляться та же система требований, что и к другим уровням. В экономически развитых странах дошкольное образование с середины 1990-х годов также признается полноценным уровнем. Однако раннее и дошкольное образование регулируется особыми законами, и общей системы требований не выдвигается в связи со спецификой этого этапа образования.

То же касается и стандарта. Концепция российского стандарта исходит из единства требований к условиям, образовательным программам и результатам. В мире же не существуют такого единого стандарта. Существуют разные виды стандартов, и у них разный адресат и разные функции. Например, требования к условиям — это требования, прежде всего к учредителю, то есть государству, а не к детсадам или школам. Если стандарт определяет требования к детским садам, то это должно касаться только тех аспектов, которые действительно зависят от учреждения. Например, уровень развития ребенка зависит не только от детского сада, но от врожденных особенностей и условий жизни в семье. Дети развиваются очень по-разному. Поэтому никаких общих «требований к результатам» в зарубежных стандартах и программах дошкольного образования нет совсем.

В отношении дошкольного уровня образования можно говорить только об общих для всех целях, направлениях образовательной работы: физическом, познавательном, эмоциональном развитии, развитии мышления и речи, творческих способностей, социальных и личностных качеств, усвоение ценностей и тому подобное. Никаких нормативов развития, обязательными к исполнению, в дошкольном образовании быть не должно. Поэтому единства требований в зарубежных стандартах не существует.

— Начиная какие-то реформы или преобразования, мы часто ссылаемся на международный опыт. Как организовано дошкольное образование в Европе и США? Кто его оплачивает?

— Я уже упомянул, что во всех экономически развитых странах дошкольное образование в 90-х годах было признано уровнем. Однако это никак не увязывается с вопросом о том, должны родители платить или нет, хотя в конституциях закреплено право на образование для всех граждан. В нашей стране почему-то эти вещи увязываются: если образование бесплатное и дошкольное образование — это уровень системы образования, то образование дошкольника не должно оплачиваться родителями. Для того чтобы обосновать родительскую плату нужно было разделить образование и уход — родители должны платить за уход, а образование бесплатное. Однако во всем мире — и с этим согласны и наши специалисты — есть принцип единства образования и ухода в раннем и дошкольном детстве. Не нужно разъединять образование и уход, чтобы обосновать родительскую плату. Это вызывает лишь путаницу.

Что касается системы финансирования детских садов и платы родителей, то в мире существуют большое число разных моделей финансирования и разные расчеты доли родительской платы и вычисления компенсаций. В одной стране мы можем встретить совершенно разные способы вычисления. Так, в Германии, согласно проведенному недавно исследованию, доля родительской платы за место в группе неполного дня в разных городах колеблется от 0 до 3000 евро в год. В некоторых городах Германии должны платить даже семьи с низким уровнем дохода, в то время как в других городах даже хорошо зарабатывающие семьи не должны платить ничего. В целом же можно констатировать тенденцию к снижению родительской платы в зависимости от дохода семьи. В политических программах всех стран утверждается, что нужно снижать плату за дошкольное образование, чтобы обеспечить доступность.

— Сдают ли дети за рубежом экзамены по итогам пребывания в детском саду?

— Никаких экзаменов дети, конечно, не сдают. И по нашему закону тоже никаких экзаменов не предполагается.

Вообще вопрос о так называемой готовности к школе — это вопрос не детской психологии или возрастной физиологии, это важнейший вопрос образовательной политики. На сегодняшний день в международном сообществе существует договоренность о том, что дети по завершении этапа дошкольного образования и при переходе в начальную школу показывают широкий спектр способностей разного уровня. И школа должна быть к этому готова. Нельзя требовать от ребенка, чтобы он был готов к школе, а школу при этом освобождать от всякой ответственности.

Готовность к школе как раз конкретный пример принципиального отличия наших нормативных документов от законов, принятых за рубежом. Еще недавно от детсадов требовали обеспечить готовность к школе для всех детей любой ценой. Но такое требование невозможно и бессмысленно, если признать, что все дети разные и условия жизни у них разные, и мы не можем заставить ребенка развиваться по заранее намеченному плану, спущенному сверху. Удастся ли в новом стандарте отказаться от этих бессмысленных требований к ребенку — покажет время.

— А вообще, учится ли ребенок в детском саду за рубежом?

— Маленький ребенок — это гениальный ученик! Именно поэтому дошкольную ступень признали уровнем образования, так как многочисленные исследования показали огромный образовательный потенциал раннего и дошкольного детства. Ребенок-дошкольник учится путем участия в общей жизни и повседневных делах, наблюдая за другими детьми и взрослыми, путем исследовательской активности, важнейшая форма обучения ребенка- дошкольника — это игра. Иными словами, основная форма — это «неформальное учение». Ребенок, если он хорошо себя чувствует, всегда чем-то занят, делает то, что ему нравится и это, как убедительно показали международные исследования, самый эффективный способ учения и развития ребенка-дошкольника.

— На чем должен быть сделан акцент в дошкольном стандарте?

— Во-первых, оценка качества дошкольных организаций не должна быть жестко увязана с уровнем развития детей, на который оказывают влияние множество социальных и врожденных факторов, не зависящих от детского сада. Во-вторых, не должно быть переполненных групп. В-третьих, детям должно предоставляться достаточное время на свободную игровую, исследовательскую, творческую активность. В-четвертых, дети должны иметь богатый материал для исследований, игр и развития движения, то есть соответствующее пространство и оборудование. И, наконец, надо ввести запрет на занятия школьного типа.

Общество

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.