ТОМСК, 31 янв — РИА Новости, Валерий Попадейкин. Пять российских университетов к 2020 году могут войти в первую сотню ведущих высших учебных заведений мира, такую задачу правительству поставил президент РФ. В марте этого года будет проведен отбор российских учебных заведений, которым выделят дополнительные средства на "продвижение в мировых рейтингах"; старейшее за Уралом высшее учебное заведение — национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ) — намерен принять участие в конкурсе; о подготовке к конкурсу, о стратегии развития университета и об идеологии студенческого кампуса рассказал первый проректор ТГУ Эдуард Галажинский.
- Вы, ученый, доктор психологических наук, выпускник ТГУ, в начале года назначены на пост первого проректора университета. Как вам сформулировали вашу главную задачу?
— Ключевая – разработка и реализация программы повышения конкурентоспособности, это относится и к попаданию в мировой рейтинг, но не только. Главное – мы должны поставить себе посильные задачи, и каждый день становиться чуть лучше. Внешняя оценка очень важна, но я считаю, что увлекаться рейтингами не стоит. Время, когда "большой" съедает многих "мелких", ушло. Сегодня тот, кто "быстрее", съедает "медленного". И в этом смысле, нам надо научиться быть быстрыми.
У госуниверситета есть запас прочности, но надо меняться. Становиться более открытым и актуализировать потенциал. Надо получить главный ответ на главный вопрос – что мы можем делать лучше других в России. И в мире, желательно. Именно такую задачу университет и будет себе ставить.
Все сейчас ринулись в рейтингах повышаться, а мы хотим задуматься о реальной конкурентоспособности. Рейтинги – это только следствие. Если ты эффективен, то и в рейтинге ты на должном месте. Например, Массачусетский технологический институт (MIT) про рейтинги не говорил, но менеджмент вуза всегда думал, как изменяться к лучшему. Я бы хотел добиться, в рамках обязанностей первого проректора, такого положения дел, чтобы наш вуз научился каждый день изменяться к лучшему. Хочу создать культуру изменений.
- В понедельник в ТГУ прошло мероприятие под названием "семинар по стратегическому развитию университета". В чем его смысл? Какие проблемы университетское сообщество обсуждало?
— Как вы знаете, сейчас планируется дать старт программе с условным названием "Повышение международной конкурентоспособности российских вузов". Цель — создать условия для того, чтобы пять российских вузов попали в международный ТОП-100. Отбор будет проводиться на конкурсной основе. Все российские вузы, потенциальные участники, пишут сегодня заявки.
Томский госуниверситет входит в "высшую лигу" российского образования, имеет статус национального исследовательского, и мы считаем, что можем за ресурсы конкурировать. Вот план мероприятий по подготовке заявки мы и обсуждали. Это с одной стороны.
Но с другой стороны, заявка — это повод. Я очень хорошо понимаю, что наступило время университету осмыслить свое место в стремительно меняющемся мире. И пересмотреть, может быть, свою миссию, свой потенциал и ресурсы. Потому что классический университет уже не может существовать в современном мире в форме элитного учреждения. Не может больше заниматься только академической наукой и образованием элит.
- И что же делать?
— Мы впервые, наверное, в современной истории университета собрались большим профессиональным сообществом. Пришли деканы, ключевые профессора и ведущие ученые, для того чтобы обсудить – а какова сегодня миссия университета? Каковы сегодня вызовы университету классическому? Готовы ли мы на эти вызовы отвечать? Способны ли? Хотим ли? Куда мы хотим двигаться? Должны ли мы меняться, и как меняться? Готовы ли мы нести за это ответственность?
По сути, дан старт большой, серьезной программе изменений в университете с точки зрения повышения его конкурентоспособности. Международной и российской. Все понимают, что нельзя оставаться такими, как мы есть. Проблема в том, что, с одной стороны, должно сохранить то главное, что всегда университет "на плаву" удерживало. Это фундаментальное образование и особая культура. Но, с другой стороны, пришло время изменений. Потому что сегодня технологическое отставание России очень серьезное. И мы обязаны помочь своей стране осуществить технологическую и социокультурную модернизацию. Надо понять какова роль в этом процессе Томского госуниверситета.
- После обсуждения каков будет следующий шаг?
— Независимо от заявки, которую надо в марте подать, в течение 2013 года мы должны запустить процесс реального совершенствования университета. Стратегию надо прописать до 2020 года, почти разложить ее в дорожную карту.
Отличие суперэффективных исследовательских университетов в трех достаточно простых вещах. Первое — это концентрация талантов. Сегодня весь мир конкурирует за таланты, за студенческие и преподавательские. Должны работать самые талантливые и должны учиться самые талантливые. У нас в этом году 83% иногородних студентов, мы "вымываем" таланты из соседних регионов. Второе – ресурсы, причем обильные. И в этом смысле государство пытается поддержать вузы, но и вузы должны сами научиться добывать ресурсы различными способами (исследования, разработки). И третье – это эффективная, современная и гибкая система управления. Это и эффективные контракты, и оценка деятельности руководителей по результату, найм и обучение персонала.
Может быть, ТГУ чуть позже "дозрел" до осознания необходимости изменений, но в прошедшие годы интенсивной коммециализации образования и потери его качества нам удалось сохранить главное – академические традиции, фундаментальность образования, ценности служения науке, равенство, сотрудничества и автономию – все то, что составляет "дух" университета. Теперь нам необходимо научиться совмещать базовые университетские ценности с организационной эффективностью и современными моделями управления.
- В Томске давно обсуждается вопрос строительства кампуса для студентов. Власть видит решение этой задачи по-своему, вузы тоже решают ее, как умеют. Некоторые, в том числе и ТГУ, не дожидаясь никого, строят новые общежития. Насколько, по вашему мнению, актуальна сегодня эта проблема?
— Тут важно ответить на вопрос — что понимать под кампусом. Если понимать его (кампус) как набор некоторых объектов для жизни, то все вузы эту задачу решают сами. Но что томские вузы могли бы реально сделать, объединившись между собой и совместно с властью, — это договориться о концепции кампуса. Я считаю, что кампус – это форма интеграции научно-образовательного комплекса в городскую среду. У нас так исторически сложилось, что Томск – это город-университет. И в этих обстоятельствах городское пространство должно быть организовано соответственно.
Городскую среду надо обустраивать под комфортную жизнь студентов. Ведь даже бизнес говорит, что если в Томске будут студенты, ему больше ничего не надо. Бизнесу нужен студент-потребитель. Студенты и их приезжающие родители. Они все тратят деньги здесь. Образование, по сути, — отрасль экономики Томска.
Для реализации концепции современного кампуса необходимо договориться о правилах организации городского жизненного пространства с основными "игроками" — вузами, властью, бизнесом и обществом. Например, о том, что этажность строений в центре города не должна превышать определенного уровня, об обязательном оснащении публичных мест доступным интернетом, о планировании рекреационных зон и "развивающих" пространств с учетом интересов современной молодежи и прочее.
И тогда студент не захочет уехать в Красноярск или Новосибирск. Потому, что в Томске хорошо. Комфортно и безопасно.