МОСКВА, 25 сен - РИА Новости. Эксперты неоднозначно оценивают намерение Госдумы ужесточить ответственность за оскорбление чувств верующих и осквернение святынь вплоть до уголовного наказания. По мнению ряда аналитиков, подобный закон следует прописать очень тщательно, так как очень велика опасность, что при его вольной интерпретации под оскорбление чувств верующих может попасть любое высказывание, идущее в разрез с религиозными трактатами.
При этом другие эксперты отмечают необходимость ужесточения наказания за религиозные оскорбления, но считают, что уголовная ответственность в данном случае может быть чрезмерной, а закон перед принятием должен пройти общественное обсуждение.
Госдума на заседании во вторник приняла заявление палаты о защите религиозных чувств верующих. При необходимых 226 голосах документ поддержало 414 депутатов.
В заявлении осуждаются участившиеся случаи осквернения религиозных святынь. В тексте говорится, что в последнее время участились случаи оскорбления религиозных чувств граждан, в том числе сопряженные с насилием. Депутаты отмечают необходимость усиления ответственности за подобные деяния, в том числе за осквернение почитаемых верующими святынь, а также подчеркивают важность неотвратимости наказания за такие действия.
На следующей неделе депутаты планируют внести в Госдуму поправки в Уголовный кодекс РФ об установлении ответственности за оскорбление чувств верующих и осквернение почитаемых святынь.
Ужесточение административных норм
Член ОП, глава Российского объединенного союза христиан веры евангельской Сергей Ряховский выступил за ужесточение наказания за оскорбление чувств верующих, но только с использованием административного права.
"Тысяча рублей, согласно действующему законодательству, самый суровый штраф для подобных преступлений. Это слишком дешевый пропуск в зону безнаказанных "оплаченных" оскорблений. В том числе из-за этого в стране продолжаются оскорбления святынь различных конфессий, происходит "крестоповал", - считает Ряховский, слова которого приводит пресс-служба ОП.
Он полагает, что штрафы за подобные деяния должны быть в 50, 100 или даже 200 тысяч рублей, чтобы люди три раза подумали о том, насколько сильно преступные действия ударят их по карману.
"Можно использовать практику принудительных общественных работ. При этом уголовное преследование или тюремные сроки, по моему мнению, вещь чрезмерная", - отметил член ОП.
Он также добавил, что поправки в законодательство, которые собирается принять Госдума, должны пройти серьезную общественную экспертизу, публичные слушания с участием экспертов и представителей гражданского общества.
Неудачная инициатива
По мнению политолога Павла Святенкова, идея ввести уголовную ответственность за оскорбление чувств верующих является неудачной.
"Если у нас будет принято отдельное законодательство об оскорблении чувств верующих, то, скорее всего, такое законодательство может превратиться в инструмент для сведения счетов между разного рода заинтересованными группами. Скорее всего, результатом будет град доносов в правоохранительные органы, а этого бы хотелось избежать", - сказал он РИА Новости.
Гендиректор центра политической информации Алексей Мухин также выступает против инициативы законодателей.
"Я лично эту инициативу поддержать не могу. Общество придет в состояние крайней ажитации, будет искать в любых высказывания или действиях религиозную подоплеку", - сказал РИА Новости Мухин.
По его мнению, депутаты Госдумы, реагируя на каждый информационный повод, как им кажется, угрожающий национальной безопасности, пытаются оживить вокруг себя информационный фон.
В свою очередь глава комиссии Общественной палаты (ОП) по межнациональным отношениям и свободе совести Николай Сванидзе подчеркнул, что при плохой формулировке закона, который, по словам, не получится прописать хорошо, под оскорбление чувств верующих попадет высказывание о том, что Бога нет, преподавание дарвиновской теории в школе и недостаточно длинная юбка на женщине.
Угроза свободе слова
С принятием закона об установлении ответственности за оскорбление чувств верующих, по мнению Святенкова, под удар может попасть и свобода слова.
"Например, у нас требует прекратить доступ к YouTube из-за одного единственного ролика ("Невиновность мусульман"), который оскорбляет религиозные чувства мусульман. Между тем, на YouTube находится гигантское количество роликов, которые религиозные чувства мусульман не оскорбляют. Получается, что пользователи не получат доступа и к ним", - пояснил он.
По словам политолога Михаила Ремизова, в законе должны быть прописаны здравые идеи о необходимости запрета кощунства, которые бы не порождали правовые и политические казусы, приводящие, например, к запрету классической или философской литературы.
"Например, с точки зрения каких-то представлений обычный учебник истории, описывающий зарождение ислама, может быть квалифицирован как разжигающий религиозную ненависть. Я таких эксцессов очень опасаюсь, тут законодатель должен отработать очень квалифицированно и осторожно. Такая работа должна быть выверена", - сказал он РИА Новости.
Защита неверующих
Николай Сванидзе отметил также необходимость защищать чувства не только верующих, но и неверующих. По мнению члена ОП, "водораздел происходит вовсе не между верующими "высоко моральными" и неверующими "безнравственными и аморальными" людьми.
"Водораздел происходит между нормальными, вменяемыми гражданами и радикальными фанатиками. Одни из них верят в Бога, другие нет. Так, например, советский физик Виталий Гинзбург, будучи интеллигентным, порядочным и высоконравственным человеком, одновременно был атеистом", - сказал он.
С такой позицией согласился и Ряховский, отметивший, что в новой законодательной норме важно прописать ответственность не только за оскорбление верующих, но и за оскорбление неверующих людей. "Человеческая совесть может быть пропитана верой и неверием - это священное право каждого", - полагает он.