МОСКВА, 13 июн - РИА Новости. Продолжавшийся с начала июня конфликт между "Новой газетой" и председателем Следственного комитета РФ Александром Бастрыкиным в среду достиг апогея - главред издания Дмитрий Муратов опубликовал открытое письмо, в котором обвинил начальника одного из самых влиятельных силовых ведомств страны в угрозах своему заму - руководителю отдела расследований газеты Сергею Соколову. В течение дня СК РФ никак не комментировал ситуацию.
Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков сообщил РИА Новости, что президенту Владимиру Путину доложено о сообщениях СМИ на эту тему.
Общественники призывают разбираться в происходящем, отмечая, что пока есть утверждения лишь одной стороны. Сам Соколов сейчас находится за границей. Акцию в поддержку "Новой газеты" у здания СК попытались провести в среду несколько журналистов. Пятерых из них, в том числе сотрудников "Эха Москвы", полиция задержала за "несанкционированное мероприятие", однако вскоре отпустила.
С чего началось
Конфликту между главой СК и Соколовым предшествовала серия материалов в "Новой газете" по поводу приговора Сергею Цеповязу, который обвинялся в укрывательстве банды, совершившей массовое убийство в кубанской станице Кущевская. Журналист отмечал в статье, что Бастрыкин, как и ряд других чиновников, заявлявших о том, что виновники убийства в Кущевской будут наказаны самым жестким образом, не сдержал слова. На совещании в Нальчике 4 июня Соколов извинился перед Бастрыкиным за "излишне резкие слова". Глава СК эти извинения не принял, заявив, что его фактически обвинили в преступном сговоре с цапковской бандой. Как сказал тогда Бастрыкин, в "царское время за это на дуэль вызывали".
СК разъяснял, что ажиотаж вокруг "слишком мягкого" приговора Сергею Цеповязу связан с его однофамильцем Вячеславом Цеповязом, входившим в банду Цапка. Суд рассмотрел дело Сергея Цеповяза в особом порядке, то есть без проведения судебного разбирательства. Подсудимый признал вину, и его приговорили к штрафу в 150 тысяч рублей по статье "укрывательство особо тяжкого преступления", максимальная санкция которой - лишение свободы на два года. По закону, при особом порядке рассмотрения дела суд может применить лишение свободы на срок не более двух третей от максимального.
Следствие пришло к выводу, что Сергей Цеповяз не входил в банду Цапка, никого не убивал и не участвовал в нападении на дом фермера Сервера Аметова в Кущевке. Являясь замдиректора фирмы "Артекс-Агро" (ее возглавляла мать Цапка), 8 ноября 2010 года он сжег документы, подтверждающие выдачу одному из участников нападения на дом Аметовых бензина, использованного для поджога дома.
По утверждению Муратова, по возвращении в Москву из Нальчика охрана Бастрыкина якобы отвезла Соколова в подмосковный лес, где состоялся разговор журналиста и председателя СК тет-а-тет. Как заявил главред "Новой газеты", главный следователь угрожал жизни его заместителя.
ОП: Надо разобраться
Глава комиссии Общественной палаты РФ по вопросам СМИ Павел Гусев заявил, что Следственный комитет должен незамедлительно подключиться к разрешению данного инцидента и информировать общественность о ходе расследования. В то же время он добавил, что необходимо увидеть прямую цитату, чтобы понять, что конкретно говорил чиновник, потому что без этого сложно делать дальнейшие предположения. При этом Гусев подчеркнул, что "государственный чиновник не имеет права высказывать угрозы в адрес журналистов, не говоря уже о простых гражданах".
Журналист, член Общественной палаты Николай Сванидзе также заявил, что ни один сотрудник правоохранительных органов ни в каком случае не может угрожать журналисту. "Он вообще никому угрожать не должен, а журналисту в последнюю очередь", - сказал Сванидзе РИА Новости.
"Как журналист, как гражданин, я за этой ситуацией буду внимательно следить", - добавил собеседник агентства.
К ситуации также намерена подключиться комиссия Общественной палаты РФ по безопасности. Как сообщил РИА Новости глава комиссии, адвокат Анатолий Кучерена, они намерены взять дело на контроль и в ближайшее время выслушать все стороны конфликта, чтобы понять, что же на самом деле произошло. Он отметил, что у журналиста есть своя работа, а у руководителя Следственного комитета - своя, и если возникают какие-то недопонимания, то необходимо решать вопросы в рабочем порядке, а не прибегать к эмоциям.
В "Новой газете" видят два варианта
Муратов надеется на мирное урегулирование конфликта.
"Вот для меня идеальный вариант развития событий такой: господин Бастрыкин говорит: "Стороны погорячились". Я говорю: "Стороны погорячились". Жмем друг другу руки, и Соколов возвращается в Россию", - сказал главред "Новой газеты" в эфире радиостанции "Коммерсант ФМ".
"Второй вариант - господин Бастрыкин отрицает, что это было. В таком случае мы предпринимаем дальнейшие шаги, от которых мы уже не сможем тогда отказаться", - добавил Муратов.
При этом он не пояснил, о каких именно шагах идет речь.
Неодиночные пикеты
Во второй половине дня около здания Следственного комитета была устроена акция в поддержку "Новой газеты", в ходе которой полиция задержала несколько человек - четырех представителей "Эха Москвы" (первого заместителя главного редактора радиостанции Владимира Варфоломеева и еще троих сотрудников "Эха" - Ольгу Бычкову, Нателлу Болтянскую и Алину Гребневу), а также журналиста Александра Подрабинека.
"Возле здания СК несколько граждан устроили несанкционированное мероприятие, растянули плакаты. После неоднократных предупреждений о недопустимости подобных действий, на которые они не отреагировали, сотрудники полиции были вынуждены задержать участников несанкционированного мероприятия, среди которых оказались и представители СМИ", - сообщил РИА Новости представитель пресс-службы столичного главка МВД.
В пресс-службе подчеркнули, что "журналисты пришли на акцию не как представители СМИ, а как ее участники и организаторы".
Главный редактор "Эха Москвы" Алексей Венедиктов подтвердил РИА Новости, что сотрудники радиостанции не выполняли редакционное задание, а пришли туда по личной инициативе, однако подчеркнул, что радиостанция будет их защищать. Он отметил, что поддерживает эту инициативу.
"Я считаю, что журналисты могут и должны выражать публично солидарность в случае, если их коллеге угрожают", - сказал Венедиктов.
Задержанные были доставлены в отдел полиции и после профилактических бесед отпущены. В пресс-службе столичного главка МВД уточнили, что административные протоколы в отношении журналистов не составлялись.
Буква закона
Юристы, опрошенные в среду агентством РАПСИ, пока расходятся во мнениях, как именно в сложившейся ситуации должны или могут реагировать на заявление руководства "Новой газеты" представители СК РФ, а также как следует далее действовать самим журналистам.
Как сказал адвокат Владимир Жеребенков, газетная статья и вообще любое сообщение СМИ, согласно Уголовно-процессуальному кодексу (УПК) РФ, может являться основанием для возбуждения уголовного дела. Соответственно, полагает он, в данном случае СК РФ обязан как минимум начать доследственную проверку по приведенным в заявлении Дмитрия Муратова фактам. Адвокат отметил, что по внешним признакам в его сообщении можно усмотреть признаки похищения (статья 126 УК РФ) и угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (статья 119 УК РФ).
"Доследственная проверка должна выяснить, соответствовали ли все изложенные факты действительности. Если они подтверждаются, СК РФ должен будет возбудить уголовное дело - хотя бы по факту произошедшего или в отношении, возможно, охранников главы ведомства", - добавил собеседник агентства. Если факты не подтвердятся, по мнению Жеребенкова, это может стать поводом для возбуждения делу уже о заведомо ложном доносе (статья 306 УК РФ).
"Реакция и оргвыводы, я думаю, должны последовать", - добавил адвокат.
Если же реакции со стороны СК не последует, как полагает Жеребенков, с инициативой проведения проверки должна выступить российская Генпрокуратура.
Адвокат Роберт Зиновьев согласился, что в изложенных в открытом письме фактах можно усмотреть признаки похищения человека или как минимум незаконного лишения свободы (статья 127 УК РФ), а также угрозу убийством. Вместе с тем он отметил, что глава СК РФ в процессуальном плане - личность "фактически недосягаемая". Согласно статье 448 УПК РФ, уголовное дело в отношении него может быть возбуждено лишь "исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ". То есть, отметил эксперт, на деле, прежде чем начать какие-либо процессуальные действия, с соответствующей инициативой должен выступить сам президент. По мнению Зиновьева, такое развитие событий "крайне маловероятно".