МОСКВА, 11 авг - РИА Новости. Более половины российских интернет-пользователей не могут отличить легальный контент от нелегального, говорится в совместном исследовании фонда "Общественное мнение" (ФОМ) и журнала "Интернет в цифрах".
"Эта цифра наглядно демонстрирует, насколько для людей, выходящих в сеть, во-первых, неочевидны различия между пиратским и легальным контентом, а во-вторых, насколько далека от них эта проблема", - отмечают авторы исследования.
Аналитики констатируют, что потребление аудио и видео контента в интернете - весьма популярное занятие. Около 37 миллионов человек (более чем две трети - 69%) интернет-аудитории просматривали/прослушивали или скачивали медиа контент в сети. При этом потребление - просмотр (50% от месячной доли интернет-аудитории) и скачивание (37%) - более "тяжелого" видео более популярно, чем прослушивание (33%) или скачивание (30%) аудио.
Несмотря на высокую долю потребления медийной информации в интернете, лишь четверо из десяти пользователей (41%) заявляют о том, что им приходилось сталкиваться с предупреждением о запрете правообладателя на просмотр или скачивание контента. Чаще, чем в среднем, обращаться к защищенному правообладателем контенту приходилось мужчинам (46%), а также молодым пользователям 18-35 лет (45%), что может быть связано с особенностями потребляемого контента в этих демографических группах.
Весьма вероятно, считают аналитики, что неспособность отличить "хороший" контент от "плохого" связана с размытостью понятия "легальное" в сети и отсутствием четких критериев отделения одного от другого. Для большинства пользователей, заявивших, что они отличают легальный контент, ключевыми идентификаторами являются хорошее качество (27%), платность (24%) и необходимость регистрации (9%).
Несмотря на очевидность бытующего представления о том, что легальный контент чаще всего является платным, реально платить за просмотр или скачивание информации готова лишь четверть интернет-пользователей (24%). Абсолютная цифра примерно в 13 миллионов человек демонстрирует, что даже такой незначительной доли достаточно для создания масштабного рынка платного контента в сети.
В то же время авторы исследования отмечают, что даже среди тех, кто может отличить легальный контент от нелегального, только чуть больше трети (36%) заявляют, что готовы платить за легальный интернет-контент.
Готовность платить за легальное, главным образом, связана с характеристиками получаемого за деньги контента, либо с нравственной стороной вопроса. Так, 29% пользователей готовы платить за высокое качество, еще 20% - за надежность и безопасность. Из-за уважения к труду автора и закону платить готовы 11% и 9% пользователей соответственно.
По мнению аналитиков, самым главным барьером для потребления платного легального контента в интернете оказывается финансовый аспект. Ожидаемым для них оказалось то, что больше всего пользователей (40% среди заявивших, что не готовы платить за контент) ссылаются на отсутствие финансовой возможности или дороговизну контента. Более интересно то, что примерно каждый десятый (13%) интернет-пользователь, заявивший о неготовности платить за легальный контент в сети, объясняет свою позицию тем, что не видит смысла платить за то, что можно найти в интернете бесплатно, а еще 9% считают, что достаточным является факт оплаты доступа к интернету, отмечают авторы исследования.