13 сентября исполнилось бы 50 лет Артёму Боровику – журналисту, стоявшему у истоков расследовательской журналистики в России, одному из основателей холдинга "Совершенно секретно".
В марте 2000 года в аэропорту "Шереметьево-1", не успев оторваться от взлетной полосы, разбился самолет Як-40: на борту было девять человек, среди которых оказался и Артём.
За двое суток до гибели Артём Боровик дал телевизионное интервью, в котором сказал, что недоволен результатами своей работы – журналистскими расследованиями, которые он проводил. Доводить дело до конца, во всем "дойти до самой сути" – было характерной чертой журналиста Артёма Боровика.
Журналистика как предчувствие
Артём Боровик родился 13 сентября 1960 года в Москве. Первые 6 лет своей жизни, Артем с сестрой Мариной жил в Соединенных Штатах, где их отец, журналист-международник Генрих Аверьянович Боровик, работал спецкором Агентства Печати "Новости". На протяжении нескольких лет Генрих Боровик знакомил советского человека с жизнью Америки.
Марина Боровик в интервью журналу "Профиль" так рассказывала о времени, проведенном с братом в Америке: "Родители постоянно приглашали гостей - у нас бывали Норман Мейлер, Артур Миллер, вдова Хемингуэя, художники, режиссеры, актеры. Родители и мы вместе с ними много путешествовали. Отец выписывал огромное количество газет и журналов - мы все это читали. Папа занимался и нашим идеологическим воспитанием: возил нас в такие страшные кварталы, куда нормальный американец никогда по своей воле не заглядывал. Там была ужасная нищета. А с другой стороны, мы бывали на великосветских приемах. В Америке мы имели редкую возможность наблюдать жизнь практически всех слоев общества. Этой привилегией, в силу специфики работы, обладают только журналисты".
Неудивительно, что Артём пошел по отцовским стопам: он с детства познавал журналистику изнутри. В 1982 году Артём Боровик окончил факультет международной журналистики Московского государственного института международных отношений. Но когда ему, как одному из лучших студентов МГИМО, предложили блестящее распределение в МИД, он, не раздумывая, отказался со словами: "Я всегда мечтал стать журналистом".
После окончания института, вместо Европы, окно в которую "прорубил" диплом МГИМО, Артем Боровик выбрал работу в Чернобыле, Никарагуа и Афганистане, в котором Артем и закалился как репортер.
Репортажи и очерки о правде "спрятанной войны", опубликованные в "Огоньке", вызвали небывалый резонанс, вместе с которым Артем нажил врагов, но и приобрел друзей. Автор романа "Сто лет одиночества" Габриэль Гарсиа Маркес, который был восхищен журналистской работой Боровика, сказал: "Я хотел бы познакомиться с этим храбрым репортером".
В 1988 году Артём служил в Американской армии, в рамках экспериментального обмена, в ходе которого советский журналист направлялся в американскую армию, американский – в советскую. Об этом факте биографии Боровик написал книгу "Как я был солдатом армии США".
Приверженность к военной тематике и тяга к расследованиям сдружили Артема с журналистом и писателем Юлианом Семёновым, после смерти которого Боровик возглавил основанную Семёновым в 1992 году газету, а потом и холдинг "Совершенно секретно".
Как говорил Артем Боровик, “мы не партийная журналистика, мы журналистика, которая хочет избавить власть от тех неверных шагов, которые члены власти совершают. Мы пытаемся помочь власти – это конструктивная критика. Мне хочется, чтобы наши власти и на местах, и повыше понимали это и относились к журналистам как к своим помощникам".
Артём Боровик стал первым и единственным журналистом (не только в России, но и во всем мире), дважды удостоенным престижной премии имени американского журналиста "война справедливости" Эдварда Морроу (Edward R.Murrow): за репортаж "Комната 19" из секретной лаборатории, где хранится мозг Ленина, и за передачу из серии "Двойной портрет".
Во время последнего интервью в своей жизни, которое Артем дал на канале НТВ в ночь на 7 марта 2000 года, от одного из телезрителей пришел на пейджер вопрос: "Если вы такой честный, почему же вы до сих пор живы?.." Ровно через 56 часов, утром 9 марта 2000 г. самолет Як-40, выполнявший частный рейс в Киев, в котором находился Артем Боровик, разбился при взлете в московском аэропорту Шеремтьево-1.
Чтобы продолжить дело сына, Генрих Боровик с единомышленниками создали Благотворительный фонд имени Артёма, для помощи тем журналистам, которые работают в самом опасном жанре - журналистских расследований. В кругу журналистов, премию Боровика называют Премией совести.
Одноименная премия, учрежденная и по инициативе телекомпании CBS, ежегодно присуждается и в США. Это единственная американская премия, названная в честь российского журналиста. Именно Артем в августе 1991-го, во время ГКЧП, трое суток, поддерживаемый женой Вероникой, находился в Белом доме и вел прямой репортаж для американской компании CBS.
Семья
Артём очень любил свою жену. Артем влюбился в Веронику, когда ему было 10 лет, далее общее детство в Нью-Йорке и факультет журналистики в МГИМО.
Вероника Боровик-Хильчевская рассказывает, что Артему пришлось ее завоевывать, ждать, пока она в первый раз выйдет замуж, а затем налаживать отношения с ее старшим сыном.
"Это был самый интересный собеседник, мы могли разговаривать часами, нам было интересно друг с другом. Он мог неторопливо о чем-то думать и вдруг выдавать другой взгляд на знакомую проблему. Я говорила, что в нашей семье он – Маркс, а я – Энгельс".
Артем был склонен к мистике, верил астрологам и предсказаниям. В силу своей впечатлительности, он всегда предупреждал: говорите мне только хорошее! Все же дурное предсказание не обошло Артема стороной: "Давным-давно, - вспоминает Вероника,- цыганка нагадала Артёму предательство лучшего друга, гибель до сорока лет. Все предсказания сбылись".
У Артема остались два сына: в день трагедии старшему Максиму было всего 4 года, младшему - Кристиану не исполнилось и двух.
После гибели мужа, Вероника Боровик-Хильчевская возглавила холдинг "Совершенно Секретно".
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников