МЕЖДУРЕЧЕНСК (Кемеровская область), 14 мая - РИА Новости. Жители Междуреченска, где произошла авария на шахте "Распадская", унесшая жизни более 60 человек, собрались в пятницу в центре города для того, чтобы поддержать семьи пострадавших во время взрывов. Но встречу горняки и их близкие использовали также для того, чтобы заявить о нарушении техники безопасности на предприятиях и высказать недовольство зарплатами шахтеров, передает корреспондент РИА Новости.
В акции участвовали около 300 человек, сообщил РИА Новости начальник УВД по городу Виктор Никулин.
Два взрыва произошли на крупнейшей в России угольной шахте "Распадская" в ночь на 9 мая с интервалом в четыре часа, повторный взрыв был значительно сильнее. По последним данным, число погибших составляет 66 человек, все они подняты на поверхность и опознаны. Судьба 24 человек неизвестна. За медицинской помощью обратились 129 пострадавших, из них 94 госпитализированы.
О проблемах
Акция проходила на площади у дворца культуры "Распадская". Объявления об этой акции были вывешены на улицах, размещены в Интернете. В них, в частности, говорилось, что встреча проводится, "чтобы семьи пострадавших в аварии не чувствовали себя одинокими". Однако на мероприятии люди говорили и о проблемах отрасли.
"Мы требуем изменить систему оплаты (заработной платы шахтерам)", - заявила одна из участниц акции. По ее словам, заработная плата шахтера составляет 40 тысяч рублей, если он выполнит план. А если не выполнит - 25 тысяч рублей.
Один из работников шахты "Распадская" сказал, что шахтеров заставляют, чтобы увеличить выработку, отключать датчики, которые фиксируют уровень концентрации метана и при превышении тут же включают систему сигнализации, после чего все работы прекращаются.
"Они, что от хорошей жизни (идут работать в шахту). Другой работы в городе нет", - сказала еще одна участница акции.
По словам работника "Распадской", руководство не отпускало шахтеров на эту акции. "Нас начальник не отпускал. Куда, говорит, поехали?", - сказал он.
В митинге также принимают участие горняки, пострадавшие в предыдущих трагедиях на шахтах Кузбасса. Они говорят, что им пришлось очень долго добиваться положенных социальных гарантий и компенсаций.
Как передает корреспондент РИА Новости, некоторые шахтеры направились к зданию администрации города, и глава Междуреченска уже выразил готовность с ними встретиться.
При этом пресс-секретарь главы города Надежда Гуляева отметила, что "мэр не имеет отношения к проблемам, о которых говорят люди". "Это проблемы собственников шахты", - сказала она РИА Новости.
Позиция угольной компании
Руководство ЗАО "Распадская угольная компания", которая является управляющей компанией шахты, удивлено заявлениями жителей Междуреченска, сказала агентству начальник управления по работе со СМИ компании Галина Ковальчук.
По ее словам, заработная плата на "Распадской" - одна из самых высоких в угольной отрасли Кемеровской области. "Мы в числе лидеров Кемеровской области по заработной плате", - отметила Ковальчук.
Можно ли отключить датчики
Комментируя сделанные на митинге заявления о том, что шахтеры якобы могли отключать метановые датчики, чтобы увеличить выработку угля, Ковальчук сказала: "Такое могут заявлять только люди-неспециалисты. Как можно отключить датчики? Это невозможно! Это компьютерная программа. Она и отличается тем, что туда внедрить человеческий фактор нельзя".
Сотрудник Ростехнадзора сообщил РИА Новости, что современные датчики сложно вывести из работы, кроме того, по его мнению, вряд ли шахтеры пойдут на такой неоправданный риск. "Шахтеры знают, какой высокой ценой могут заплатить за уголь. Поэтому, если вдруг видят товарища с сигаретой в забое, могут его избить", - сказал сотрудник Ростехнадзора.
Источник, близкий к оперативному штабу по ликвидации последствий ЧС, пояснил РИА Новости, что теоретически "умельцы" могут если не вывести из строя датчики, то изменить показания.
"Теоретически это возможно, но вряд ли под силу одному работяге. Когда три года назад была авария на шахте "Ульяновская" (Новокузнецкий район Кузбасса), в которой погибли 110 человек, следователи рассматривали версию, что на предприятии было вмешательство через сервер, установленный в диспетчерской на поверхности, в британскую систему аэрогазового контроля. Было ли такое вмешательство, должен установить суд, дело по "Ульяновской" туда уже передано", - сказал он.