25 декабря исполняется 100 лет ср дня рождения Глеба Лозино-Лозинского (1909-2001), генерального конструктора орбитального корабля "Буран", патриарха отечественной авиационно-космической техники.
Авиаконструктор Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский родился в городе Киеве (Украина) 25 декабря 1909 года по старому стилю (7 января 1910 года по-новому). Но так как в его документы никогда не вносили никаких изменений, своим днем рождения он считал 25 декабря 1909 года по новому стилю. Его отец, дворянин по происхождению, был присяжным поверенным.
Глеб Лозино-Лозинский окончил профтехшколу, где получил специальность слесаря, затем в 1930 году – Харьковский механико-машиностроительный институт по специальности "паротехника".
Трудовую деятельность начал в 1930 году инженером-расчетчиком на Харьковском турбогенераторном заводе. Принимал участие в проработке проекта первой отечественной паровой конденсационной турбины большой мощности, разработал новую методику расчета турбин. Одновременно он преподавал на курсах для квалифицированных рабочих.
С 1932 по 1940 год Лозино-Лозинский работал в Харьковском механико-машиностроительном институте над проектом паротурбинной установки для тяжелого бомбардировщика Андрея Туполева.
Эта работа была продолжена в Ленинградском котлотурбинном институте.
В феврале 1941 года Лозино-Лозинский перешел на работу в Киевский авиационный институт, а в июле того же года эвакуировался в Куйбышев.
Осенью 1941 года он был переведен в Конструкторское бюро Артема Микояна (КБ А.И. Микояна), где работал до 1976 года, с 1965 года был главным конструктором.
В КБ занимался проектами различных вариантов реактивных газотурбинных двигателей, разрабатывал двухступенчатую авиационно-космическую систему "Спираль". Автор проектов перехватчика МиГ–31 и фронтового истребителя МиГ–29. Участвовал в организации серийного производства семейства самолетов МиГ – от МиГ–9 до МиГ–31.
С 1976 по 1994 год Глеб Лозино-Лозинский был генеральным директором, главным конструктором Научно-производственного объединения (НПО) "Молния", который занимался разработкой планера орбитального корабля "Буран". В результате многолетней напряженной работы был создан многоразовый космический корабль с уникальными характеристиками. Первый и единственный полет "Бурана" состоялся 15 ноября 1988 года.
Помимо "Бурана", возглавляемое Лозино-Лозинским НПО создало космические аппараты "Бор–4" и "Бор–5", разработало проекты многоцелевой авиационно-космическая системы МАКС на базе самолета-носителя Ан–225 ("Мрия") и ряд самолетов "триплан" – от самолета–такси "Молния–1" до сверхтяжелого самолета "Геракл".
В 1994 году Глеб Лозино-Лозинский оставил пост Генерального директора НПО "Молния", но остался Генеральным конструктором НПО "Молния", сосредоточившись на конструкторской работе.
Лозино-Лозинский был одним из основателей Российской инженерной академии, в которой он возглавлял секцию "Авиакосмическая", являлся научным редактором журнала "Авиакосмическая техника и технология", организатором регулярно проводимого в Москве Международного аэрокосмического конгресса, заведующим кафедрой "Авиационно-космические системы" в МГТУ им. К.Э.Циолковского, автором многих книг и научных статей.
Глеб Лозино-Лозинский – доктор технических наук, был профессором Московского авиационного института, лауреат Ленинской премии (1962), Государственных премий СССР (1950,1952).
За заслуги он был удостоен звания Героя Социалистического Труда, награжден двумя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Октябрьской революции, "За заслуги перед Отечеством" IV степени, медалями.
В знак признания большого вклада Глеба Лозино-Лозинского в развитие мировой аэрокосмической науки и техники Германским обществом аэронавтики и астронавтики ему были присуждены престижные международные премии имени Зенгера и Вернера фон Брауна.
Скончался 28 ноября 2001 года в Москве.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников