Киномузыкальный вечер "Москва слезам не верила, а верила любви..." состоялся накануне в клубе "Эльдар" в рамках кинофестиваля "Московская премьера". Вечер был посвящен 30-летию оскароносной картины Владимира Меньшова о трех подругах, приехавших из российской провинции "покорять" Москву.
Меньшов изменил сценарий
30 лет назад начинающему режиссеру Владимиру Меньшову предложили почитать сценарий, занявший на конкурсе работ о Москве третье место. До этого сценарист Валентин Черных уже показывал свою работу режиссерам-"тяжеловесам", но никого к нему интереса не проявил.
"Я на сценарий тоже не сразу среагировал, - признался Владимир Меньшов в интервью "Аргументам и фактам". - Единственное, что меня сразу привлекло, - это замечательный ход, когда Катерина заводит будильник и в слезах засыпает, а просыпается уже через несколько лет и будит взрослую дочь. Я даже подумал вначале, что просто пропустил несколько страниц. А когда понял, что это такое решение - прыжок в 20 лет, то сразу захотел придумывать, как бы я стал снимать картину".
Так в сценарии появилась сцена со Смоктуновским, который "поздновато начинает" актерскую карьеру, и хоккеист Гурин, который влюбился в героиню Ирины Муравьевой.
Меньшов не только ввел новых героев, но и переписал уже имевшиеся сцены. Как сообщает сайт газеты "Версия", по сценарию главная героиня - депутат Моссовета - вела прием избирателей. Но Меньшов отправил ее в клуб знакомств, где директриса (Лия Ахеджакова) сватала Екатерину за "работника главка - очень ответственного - всего пятидесяти трех лет".
Вместо фестиваля французских фильмов, как в картине, подружки Катя и Люда должны были наблюдать, как к аргентинскому посольству подъезжают приглашенные на дипломатический прием. Однако боливийского посла и военно-морского атташе США было решено заменить кинозвездами 50-х Юматовым и Конюховой.
У Рудика, по сценарию, был еще и отец, токарь по профессии. А когда Рудик пригласил Катерину в телецентр на Шаболовке, он должен был снимать КВН, а она - наблюдать за концертом из первого ряда, сообщается на сайте goodcinema.ru. Собирать огромный зал не стали, решив заменить КВН визитной карточкой советского телевидения тех лет "Голубым огоньком".
В итоге вместо 60 страниц сценария получилось более 90, и сценарий стал "двухсерийным". Кстати, многие кадры в процессе монтажа были вырезаны. Например, в сцене, когда Николай находит Гошу дома в сильном подпитии, и у них завязывается беседа. "Что происходит в мире?" - спрашивает Гоша, наливая. - "Стабильности нет, - отвечает ему Николай. - Террористы опять захватили самолет компании "Эйр Франс". Во избежание международных проблем название компании решили вырезать.
Сильно урезали и сцену встречи главной героини с женатым героем Табакова в его квартире, посчитав ее слишком откровенной. "Наверху" отметили, что актеры "переигрывали" и "слишком торопливо раздевались".
Дешевая мелодрама
Этот фильм стал всего второй режиссерской работой Меньшова. Еще во время съемок ему пришлось преодолевать сопротивление съемочной группы, пренебрежительно относившейся к "дешевой мелодраме". Многие актеры, прочитавшие сценарий, отказывались сниматься.
Критики приняли новый фильм плохо, ругали Меньшова прежде всего за неинтересную историю. Пресса писала о потакании дурным вкусам мещан, о мелкотравчатой драматургии и слабой режиссуре, сообщается на сайте biograph.ru.
"Когда вышла картина, кинематографическим сообществом она была встречена неприязненно, - рассказывает режиссер. - По поводу фильма я получил много ударов от коллег. Но прошло время. Обвинения народных артистов СССР позабылись, а зрительская любовь осталась".
Москва не сразу строилась
Только за первый год проката фильм собрал более 84 млн зрителей, став тогда безусловным рекордсменом проката. Его купили более ста стран мира, он завоевал призы на множестве международных кинофестивалей, создатели фильма получили Государственную премию СССР.
В США первой наградой "Москвы…" стал приз прокатчиков Америки: купленный за $50 тыс. фильм за 12 месяцев собрал 2,5 млн. Но самого режиссера на триумфальных заграничных премьерах фильма не было.
"Почему меня не выпускали из страны? В этом как раз и вся проблема, что тебе никогда не говорили причину. (…) Только спустя годы я узнал, что на меня лежало два доноса. От коллег. Так что зачастую наши рассказы о зверствах КГБ неверны, потому что комитетчики реагировали в первую очередь на "сигналы" снизу. Моими "проступками" было то, что после снятия с должности Подгорного я высказал удивление, почему, мол, отставка второго человека в стране произошла без всяких объяснений. А второй донос был посвящен моему восхищению количеством продуктов в каком-то заграничном магазине", - рассказывает Владимир Меньшов.
Но настоящим триумфом стала награда Американской академии киноискусств, назвавшей фильм в 1980 году лучшим иностранным фильмом года и присудившей ему "Оскар". Вместо "невыездного" режиссера за наградой вышел атташе по культуре советского посольства.
Кстати, сам режиссер о том, что стал лауреатом престижной кинонаграды, узнал не сразу. В день церемонии, 31 марта, он пытался слушать "Голос Америки", но из-за "глушилок" так ничего и не разобрал. А когда ему сообщили о победе утром 1 апреля, Меньшов решил, что это розыгрыш, сообщает "Первый канал". Впервые режиссер взял статуэтку в руки лишь спустя 8 лет после ее присуждения.
Не сказочная героиня
Главную роль в своей картине Меньшов доверил своей супруге Вере Алентовой. До нее роль предложили Маргарите Тереховой, но та как раз была занята в "Трех мушкетерах". Актрисе Ирине Купченко не понравился сценарий, Валентина Теличкина просто не подошла к этой роли, а актриса Таганки Наталья Сайко пробы прошла, но, когда на роль Гоши взяли Баталова, оказалось, что они плохо смотрятся вместе. В итоге Меньшов остановил выбор на жене, и ни разу о нем не пожалел.
1980 году актриса получила приз "Сан-Мишель" за лучшее исполнение женской роли на международном кинофестивале в Брюсселе. В 1981 году она была признана "лучшей актрисой года" по опросу читателей журнала "Советский экран" и стала лауреатом Государственной премии СССР. Годом позже Алентова получила звание заслуженной артистки РСФСР.
Примечательно, что супруги-"провинциалы" на личном опыте проверили, что "Москва слезам не верит", пройдя через студенческое, а затем театральное общежитие, прежде чем получить маленькую квартирку, сообщается на сайте "Наш Фильм". Но когда героиню фильма Катю Тихомирову называют провинциальной "Золушкой", режиссер возражает: "Я не могу согласиться с тем, что фильм "Москва слезам не верит" - это "сказка о Золушке". Что такого "сказочного" в этой истории? Что героиня стала директором фабрики? Но разве мало подобных судеб? Мы видим десятки примеров вокруг себя, когда человек вырастает из простого рабочего в директора завода", - цитирует слова режиссера "Правда.Ру".
Кстати, во время съемок Вере Алентовой было 37 лет, Раисе Рязановой - 35, Ирине Муравьевой - 30, а героиням фильма - по 19. В жизни они вопреки слухам никогда не дружили. Москвичка из них - только Муравьева, Алентова и Рязанова - "лимита".
Он же Гога
Роль Гоши вместо Алексея Баталова могли бы сыграть Ефремов, Тихонов, Соломин или Охлупин. "Имя Баталова возникло в последнюю минуту. Я ведь искал Гошу из поколения 30-40-летних актеров. Как запасной вариант держал в голове даже свою кандидатуру. (…) Но я случайно увидел по телевизору старый фильм "Дорогой мой человек" с Алексеем Баталовым. И меня осенило - вот же Гоша! Баталов, к счастью, согласился и попал "в десятку".
Будучи уже народным артистом Баталов принял предложение Меньшова несмотря на то, что был старше своего героя на 11 лет: "Вот Гоша - все вроде с ним понятно: надо, чтобы у героини все кончилось хорошо. Но как только я прочитал, понял, что это не тот канонический, установленный государством рабочий, который уже сотни раз был на экране, - это другой совсем человек. Выйдет, не выйдет - это второй вопрос, но это интересно делать…" - говорит он.
В результате вышло даже лучше, чем мог надеяться Баталов: фильм получил "Оскара", а актер за участие в картине - Государственную премию СССР. После этого фильма Баталову стали одно за другим приходить предложения сниматься.
Кстати, именно благодаря Алексею Баталову роль дочери главной героини Александры сыграла Наталья Вавилова, которая снялась в дебютной картине Меньшова "Розыгрыш" еще школьницей. Родители Наташи были категорически против съемок, они готовили ее в институт, устроили на курсы в МИД. Тогда уговаривать родителей Меньшов отправил Баталова. Увидев знаменитого актера, они не смогли ему отказать. После съемок Вавилова бросила курсы, поступила во ВГИК и стала актрисой.
Переведи...
Режиссер отмечает, что в его картине нет эпизодических ролей. Мама Рудика (Евгения Ханаева), вахтерша тетя Паша (Зоя Федорова) и замначальника главка Антон Круглов (Владимир Басов) так же важны и уникальны, как и главные герои.
"Я чувствую себя обманщиком, если приглашаю актера на площадку, а играть ему нечего, - говорит Владимир Меньшов. - Для меня было очень важным, чтобы именно Басов произнес фразу о том, что "в 40 лет жизнь только начинается". А дальше уже надо было придумать, что ему играть. Ясное дело, что танцевать с молодежью он не станет. Чем отличить его от других гостей? А тем, что у него какие-то проблемы с желудком, а он, старый хрыч, все пытается кого-то "заклеить", а сам из туалета не вылезает. И сразу становится понятно, что это за человек. Роль вахтерши в сценарии вообще не была прописана. И тогда мы придумали "ввести" ее в ближний круг героинь - она и по телефону "хэллоу" произносит, и Катерину из роддома встречает".
Кстати, фраза "Хеллоу! Общежитие слушает!" - не единственная в этом фильме, ставшая "крылатой". Вот некоторые из самых известных:
"Не учите меня жить, лучше помогите материально".
"Кажется, вечер перестает быть томным".
"Георгий Иванович, он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора, здесь проживает?".
"В 40 лет жизнь только начинается".
"Чтобы генеральшей стать, надо за лейтенанта замуж выходить".
"С бумагой в стране напряженка".
"Ждите меня здесь. В квартиру всех впускать, никого не выпускать. В случае сопротивления - открывать огонь".
"Какие люди, и без охраны!".
"Полюбить - так королеву! Проиграть - так миллион!".
"Все, засосало мещанское болото".
"Предлагаю дружить домами".
"Вы, извините, тоже не мальчик".
"Телевидению принадлежит будущее. Не будет ни газет, ни книг, ни кино, ни театров, а будет одно сплошное телевидение".
"Как видишь - жив, здоров и даже довольно упитан".
"И вот едут все в Москву, будто она резиновая".
"А что вообще в мире делается?" - "Стабильности нет. Террористы опять захватили самолет".
"Работаем мы в разных местах, но жить, я надеюсь, будем вместе".
"И ляпай! Но ляпай уверенно. У них это называется точка зрения. Вот я грубовата. А у них это - эксцентричность".
"А мы не хуже ихних!".
"А это - комок нервов!".
"У вас взгляд незамужней женщины".
"Выйти замуж после двух дней знакомства это верх легкомыслия. Надо все хорошо обдумать. Дней пять".
"Переведи..."
Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников