Волгоград - город на юго-востоке европейской части России, административный центр Волгоградской области. Город-герой, место битвы за Сталинград. 12 июля 2009 года город отмечает 420-летия со дня своего основания.
Волгоград располагается в междуречье Волги и Дона, которое с древнейших времен являлось перекрестком водных и сухопутных торговых путей. Здесь находились наиболее удобные перевозы и волоки между реками.
Частые нападения кочевников на торговые суда, поход турок и крымцев через Переволоку на Астрахань в 1569 году в надежде изгнать русских из Нижнего Поволжья вынудили Ивана Грозного и бояр заняться преобразованием станичной и сторожевой службы на юге страны. В кратчайшие сроки были построены крепости (остроги) Царевококшайск, Санчурин, Самара, Царицын, Саратов, Терки, Царев-Борисов.
Датой же основания самого города принято считать 12 июля 1589 года. Именно этим числом датирована грамота царя Федора Иоанновича воеводе князю Григорию Осиповичу Засекину, которому было поручено строить новый город.
Воевода Засекин избрал для города "Царицын остров" против устья реки Царицы, название которой связано вероятнее всего с тюркским "Сары-су" ("желтая, мутная вода"). По одной из версий название города возникло от имени реки Царицы, по другой, от тюркского слова "Сары-чин" ("желтый остров"). Сам город закономерно получил название Царицын.
Царицыну отводилась роль сторожевой крепости для защиты русской земли и великого волжского пути от набегов кочевников на юго-восточных границах русского государства.
В 1606 году при Лжедмитрии I городом завладели волжские казаки, провозгласившие здесь одного из своих товарищей царевичем Петром, сыном царя Федора Иоанновича. Отсюда казаки намеревались идти на Москву, но смерть Лжедмитрия изменила их решение.
Несколько лет спустя Царицын был почти полностью уничтожен пожаром. В 1615 году город был отстроен заново, но уже на правом берегу Волги. В те годы под защиту крепости становились торговые и посольские суда Персии, Бухары, Индии и других стран.
В 1691 году в Царицыне была учреждена таможня, здесь шла оживленная торговля солью и рыбой.
В 1723 году город посетил Петр I.
В 1727 году Царицын был снова уничтожен пожаром. В 1731 году его заново отстроили и укрепили. Город стал центром военной линии от Волги к Дону. В 1774 году город два раза был осажден Емельяном Пугачевым, но без успеха.
В 1708 году Царицын был приписан к Казанской губернии; в 1719 году – к Астраханской; в 1773 году – к Саратовскому наместничеству.
В 1780 году Царицын стал уездным городом Саратовского наместничества, а затем и губернии.
В начале XIX века в городе стали появляться первые промышленные предприятия. Были построены три кирпичных, два свечных, один горчичный и пивной заводы. Через Царицын пролегли пять почтовых дорог: московская, астраханская, саратовская, черкасская и царевская.
В 1862 году вступила в строй Волго-Донская железная дорога. Поезда двигались по маршруту "Царицын - Калач-на-Дону". С 1879 года появилось также направление "Царицын – Грязи – Москва"; с 1897 года – "Царицын – Тихорецк", с 1900 года – "Царицын – Донбасс".
В конце XIX века в городе заработали несколько представительств крупных пароходных компаний.
В 1880 году вступил в строй нефтеперерабатывающий комплекс фирмы "Нобель", были построены крупнейшие в России нефтехранилища.
В начале XX века в городе действовали свыше 230 фабрик и заводов (пятнадцать лесопильных, две мукомольных, четыре чугунолитейных и механических, пять горчичных и солемольных и др.), банки, банкирские конторы. Город был телефонизирован.
В 1913 году в Царицыне появился трамвай, в центральной части были установлены первые электрические фонари. Также были открыты десять православных церквей и одна лютеранская, православный женский монастырь, мужская и женская гимназии, ремесленное и городское училища, две общественные библиотеки, пять типографий, две больницы, две амбулатории, земская лечебница для животных, общество врачей, бактериологическая лаборатория, метеорологическая станция.
Каждое лето в городе проводились три крупных ярмарки. Торговля носила транзитный характер: с Волги шли грузы по железным дорогам в Центральную Россию, на Дон и Предкавказье.
Во время Гражданской войны в 1918-1920 годах в Царицыне происходили ожесточенные бои.
Гражданская война нанесла большой урон городу: были разрушены жилые и культурно-бытовые здания, выведены из строя городская электростанция, водопровод и канализация, почти полностью разрушены многие промышленные предприятия. Восстановление Царицына началось с металлургического, лесопильного и деревообрабатывающего заводов. Постепенно возрождались предприятия пищевой, мукомольной, кондитерской промышленности, строились новые.
В 1920 году Царицын стал центром Царицынской губернии.
В 1925 году Царицын был переименован в Сталинград. В 1928 году город стал центром округа в составе Нижневолжской области, в 1932 году – центром Нижневолжского края.
В 1934 году, после разделения Нижневолжского края на Саратовский и Сталинградский, Сталинград стал центром последнего.
В 1936 году Сталинградский край был преобразован в Сталинградскую область. В годы первых пятилеток были реконструированы старые и построено свыше 50 новых заводов, в т.ч. первый в стране тракторный (1930 год), СталГРЭС, судоверфь. В 1940 году в Сталинграде насчитывалось 126 предприятий.
С первых дней Великой Отечественной войны город стал одним из крупнейших арсеналов на юго-востоке страны. Сталинградские заводы производили и ремонтировали танки, артиллерийские орудия, суда, минометы, автоматы и другое вооружение.
С весны 1942 года начались регулярные налеты фашистской авиации на Сталинград.
C 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года на подступах к городу и в самом городе происходила одна из важнейших битв Второй мировой войны (1939-1945 годы) – Сталинградская, ставшая ее переломным этапом.
Первоначально наступление на Сталинградском направлении вела 6-я немецкая армия, а с 31 июля 1942 года и 4-я танковая армия. В оборонительной операции советские войска ослабили главную группировку противника под Сталинградом и создали условия для перехода в контрнаступление. Сосредоточив дополнительные силы, советское командование осуществило наступательную операцию, в результате которой были окружены и разгромлены немецко-фашистские 6-я и 4-я танковая армии, румынские 3-я и 4-я армии, итальянская 8-я армия.
Сталинградская битва продолжалась 200 дней. Фашистский блок потерял в ней убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести около 1,5 миллиона человек, что составляло примерно четверть всех своих сил, действовавших на советско-германском фронте.
После Сталинградской битвы в Сталинграде не оставалось ни одного целого здания, среди руин трудно было определить даже направление улиц. В послевоенные годы город был выстроен заново.
1 мая 1945 года за выдающиеся заслуги перед Родиной Сталинград был удостоен почетного звания города-героя, а 8 мая 1965 года был награжден орденом Ленина и медалью "Золотая Звезда".
В 1958 году Указом Президиума ВС РСФСР Сталинград был назначен городом областного значения и административным центром Сталинградской области.
В 1961 году из Сталинграда город-герой был переименован в Волгоград.
В 2005 году Законом Волгоградской области Волгоград был наделен статусом городского округа. День города отмечается ежегодно во второе воскресенье сентября.
Современный Волгоград занимает площадь в 56,5 тысячи гектаров. Эта территория разделена на 8 административных районов: Тракторозаводский, Краснооктябрьский, Центральный, Дзержинский, Ворошиловский, Советский, Кировский и Красноармейский и несколько рабочих поселков. Согласно Всероссийской переписи 2002 года, население города составляет чуть более 1 млн человек.
Город является крупным промышленным центром. Здесь работают более 160 крупных и средних промышленных предприятий, обслуживающие такие отрасли промышленности как электроэнергетика, топливная промышленность, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, оборонно-промышленный комплекс, лесная промышленность, легкая и пищевая промышленности.
Через город проходит Волго-Донской судоходный канал, сделавший Волгоград портом пяти морей.
Город имеет развитую инфраструктуру, в которую входят около 500 образовательных учреждений, 102 медицинских учреждения и 40 культурных организаций и др.
В городе насчитывается 11 стадионов, 250 залов, 260 приспособленных для занятий физкультурой и спортом помещений, 15 плавательных бассейнов, 114 спортивных площадок, футбольных полей, футбольно-легкоатлетический манеж.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников