ЛОНДОН, 21 дек - РИА Новости, Александр Смотров. Мемориальные церемонии пройдут в воскресенье в Великобритании и США в ознаменование 20-й годовщины авиакатастрофы над шотландским городом Локерби, унесшей жизни 270 человек в небе и на земле.
Вечером 21 декабря 1988 года вскоре после взлета из лондонского аэропорта Хитроу в небе над Шотландией в результате теракта взорвался самолет "Боинг-747" американской авиакомпании PanAmerican, выполнявший рейс 103 по маршруту Лондон - Нью-Йорк. Обломки самолета упали на дома в Локерби, вызвав значительные разрушения. В общей сложности в результате катастрофы погибли 270 человек - 259 пассажиров и членов экипажа самолета и 11 жителей Локерби.
В воскресенье в церквях и ратуше Локерби будут открыты "уголки памяти", а также пройдет церемония возложения венков к мемориалу погибшим на кладбище Драйфсдейл. Вечером в церквях города состоятся специальные мемориальные службы.
Подобные мероприятия запланированы и в США, в частности, в Сиракузском университете (штат Нью-Йорк), 35 студентов которого были пассажирами злополучного рейса 103, и на Арлингтонском национальном кладбище в Вашингтоне.
Большая часть погибших в авиакатастрофе были гражданами США и Великобритании, однако в общей сложности среди погибших были представители 21 страны.
Расследование трагедии в Локерби стало самым масштабным уголовным расследованием в истории Великобритании. По иронии судьбы, оно выпало на долю самой маленькой полицейской службы страны - полиции шотландского округа Дамфрис-энд-Гэллоуэй.
При содействии коллег из Федерального бюро расследований США, британские следователи собрали около 10 тысяч вещественных улик и 15 тысяч свидетельских показаний, ставших основой уголовного дела против двух граждан Ливии, которым были предъявлены обвинения в совершении теракта.
Под давлением международного сообщества и санкций ООН, ливийские власти в 1999 году согласились выдать двух своих граждан для проведения суда на нейтральной территории в Нидерландах, но по шотландским законам.
В конце 2000 года начался суд над двумя подозреваемыми в организации и совершении теракта на борту самолета.
По завершении трехмесячных слушаний, в январе 2001 года один из них - агент ливийской разведки и глава службы безопасности авиакомпании Libyan Arab Airlines (LAA) Абдельбасет Али Мохмед аль-Меграхи - был признан виновным. Другой обвиняемый - представитель LAA на Мальте Аль-Амин Халифа Фимах - был оправдан.
Аль-Меграхи был приговорен к пожизненному заключению, которое он в настоящее время отбывает в шотландской тюрьме. В 2003 году Высокий суд Глазго подтвердил, что аль-Меграхи сможет апеллировать о смягчении пожизненного приговора, отсидев в тюрьме минимум 27 лет.
В этом году осужденный подал прошение о смягчении условий содержания, ссылаясь на плохое состояние здоровья, вызванное запущенным раком простаты. Однако в ноябре Апелляционный суд Эдинбурга отказался удовлетворить просьбу в освобождении его под залог.
В 2002 году Ливия согласилась выплатить компенсации семьям жертв трагедии в Локерби в размере 10 миллионов долларов за каждого погибшего при условии снятия международных санкций ООН, двусторонних торговых санкций со стороны США, а также удаления Ливии из американского списка государств, поддерживающих терроризм.
В итоге все условия были выполнены, а деньги семьям погибших выплачены.
Катастрофа над Локерби стала одной из главных причин банкротства авиакомпании PanAmerican. В течение 20 лет, минувших с момента трагедии, появлялось немало альтернативных версий случившегося и был опровергнут ряд доказательств, на которых основывался приговор суда, однако к пересмотру вердикта и предъявлению новых обвинений это не привело.