Депутаты Госдумы не собираются пересматривать решение второго съезда народных депутатов 1989 года, осудившего договор о ненападении между СССР и Германией, известный как пакт Молотова - Риббентропа. Против «реабилитации» договора высказались как депутаты парламентского большинства - «Единой России», так и их политические оппоненты - коммунисты.
Пересмотреть решение съезда народных депутатов СССР, осудившего договор между СССР и Германией как заключенный «в противоречии с суверенитетом и независимостью ряда третьих государств» и признавшего его недействительным, предложил главный научный сотрудник института всеобщей истории РАН, председатель ассоциации историков Второй Мировой войны Олег Ржешевский. По его мнению, это позволит вести более эффективную борьбу с фальсификаторами истории.
Не стоит переписывать уже свершившийся исторический факт, считает глава комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству единоросс Павел Крашенинников.
"Это же исторический факт, что же мы будем каждый раз возвращаться? Это бред какой-то, если депутаты Госдумы будут отменять решение второго съезда народных депутатов", - сказал Крашенинников РИА Новости.
По его мнению, нынешним депутатам не стоит вмешиваться в историю, а делать выводы о том, правильно ли тогда поступили народные избранники или нет - дело историков.
"Нам говорить о том, что тем парламентом было принято что-то неправильно - это все равно, что бороться с каким-нибудь актом, принятым новгородским вече", - добавил Крашенинников.
С ним согласен и коллега по фракции, заместитель председателя думского комитета по международным делам Андрей Климов. "Что было сделано, то сделано. Надо оставить историю историкам и перестать смотреть в зеркало заднего вида", - сказал Климов РИА Новости.
Депутат от фракции "Единая Россия" предложил не вмешивать в историю парламенты, правительство и президентов. По его словам, надо меньше воевать с историей и больше думать о будущем, а не ставить оценки тому, что произошло в прошлом.
"Это то, что было, и, как известно, история не имеет сослагательного наклонения", - заключил Климов.
Против пересмотра решений съезда народных депутатов высказался и коммунист Виктор Илюхин, заместитель председателя комитета по конституционному законодательству и государственному строительству. Хотя Илюхин и называет положительной роль пакта Молотова - Риббентропа в российской истории, "поскольку это позволило нам достаточно серьезно подготовиться к войне", тем не менее он считает, что все же не стоит ворошить прошлое.
"Пусть историки оценят, а политики уже сделали свое дело", - сказал Илюхин.
Содержание договора
Договор о ненападении был заключен в Москве 23 августа 1939 года. Его подписали министры иностранных дел Советского Союза и Германии Вячеслав Молотов и Иоахим фон Риббентроп. К договору прилагался секретный дополнительный протокол, определявший разграничение советской и германской сфер влияния в Восточной Европе на случай "территориального переустройства".
Согласно договору о ненападении, Советский Союз и Германия обязались «воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга как отдельно, так и совместно с другими державами», поддерживать военные действия или группировки против участников соглашения.
Вместе с договором был подписан секретный дополнительный протокол, касающийся «вопроса о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе». Через несколько дней, 28 августа 1939 года, было подписано разъяснение к «секретному дополнительному протоколу», уточняющее разграничение сфер влияния и расширяющее их в интересах СССР.
Этими соглашениями Советский Союз спасал от германского вторжения Западную Украину, Западную Белоруссию и Прибалтику. Секретный протокол разграничивал сферы влияния - «в случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского Государства», в сферу влияния СССР входили Западная Украина и Западная Белоруссия, захваченные Польшей в ходе польско-советской войны. СССР заявил также об интересе к Бессарабии, потерянной в 1919 году.
СССР добился от Германии обязательства не переступать линию рек Писса, Нарев, Буг, Висла, Сан. Эта линия примерно соответствовала так называемой «линии Керзона», по которой предполагалось установить восточную границу Польши после Первой мировой войны.
Военно-политическая обстановка
К 1939 году Германия восстановила свою экономическую мощь, подорванную Первой мировой войной. Германия вернула и милитаризовала Рейнскую область, в нарушение Версальского договора полностью перевооружила армию, присоединила к себе Австрию, захватила Чехословакию. Немецкие войска участвовали в интервенции в Испании во время гражданской войны. После военного мятежа Франко в Испании в июле 1936 года Германия оказала испанским мятежникам как военную, так и техническую помощь. Победа франкистского режима означала появление третьего фашистского государства на границах Франции.
В марте 1938 года произошел аншлюс Австрии. 11-12 марта Германия оккупировала Австрию. 13 марта был опубликован закон «О воссоединении Австрии с Германской империей», согласно которому Австрия объявлялась «одной из земель Германской империи». В итоге аншлюса Австрии население Германии увеличилось на семь миллионов человек, Германия получила выход в Юго-Восточную Европу.
Из всех великих держав только СССР выступил против аншлюса и в защиту независимости Австрии.
Следующей целью Гитлера была Чехословакия. Из десятимиллионного населения страны 3,5 миллиона составляли судетские немцы, проживавшие в наиболее промышленно развитых районах страны. Под предлогом защиты прав немцев Гитлер планировал захват страны. На чехословацкие территории вслед за Гитлером претензии выдвинули Венгрия и Польша. Нажим на правительство Чехословакии, требуя уступок судетским немцам, оказывали Англия и Франция. Их действия получили название «политика умиротворения» Гитлера.
Советский Союз заявил, что намерен соблюдать свои обязательства перед Чехословакией об оказании помощи в случае агрессии, но оказался в международной изоляция.
Политика западных держав привела к разделу Чехословакии - 29 сентября главы правительств Великобритании Чемберлен, Франции Даладье, фашистской Германии Гитлер и фашистской Италии Муссолини подписали в Мюнхене соглашение о расчленении Чехословакии, вошедшее в историю как «мюнхенский сговор».
14 марта 1939 года немецкие войска вступили на территорию Чехословакии, на следующий день она как самостоятельное государство перестало существовать.
Через несколько дней, 22 марта, войска вермахта оккупировали литовский порт Клайпеда (Мемель), а вскоре Гитлер утвердил план оккупации Польши.
Трехсторонние переговоры
В такой обстановке СССР предложил создать систему коллективной безопасности и с марта 1939 года начал переговоры с Великобританией и Францией о барьере на пути агрессии. От исхода переговоров зависела возможность предотвратить нападение Германии на Польшу и изменить расстановку сил в войне.
Однако британское правительство фактически ставило вопрос об односторонней поддержке Советским Союзом жертв агрессии, которыми могли стать Польша, Румыния, Бельгия, Греция, Турция.
Польша на предложения СССР о помощи ответила категорическим отказом: «Польша не считает возможным заключение пакта о взаимопомощи с СССР». Варшава рассчитывала, в частности, на войну Германии с Советским Союзом.
Тем временем Англия вела переговоры с Германией. «...Готовится второй Мюнхен, на этот раз за счет Польши», - писал в Вашингтон американский поверенный в делах во Франции Вильсон. Англия пыталась заключить пакт о не нападении с Германией, что дало бы возможность Лондону освободиться от обязательств по отношению к Польше.
Переговоры с Германией начал и Советский Союз. Несмотря на секретный характер британо-германских и германо-советских переговоров, об основном их содержании знали соответственно в Москве и в Лондоне.
Англия и Франция только в конце июля 1939 года приняли предложения Советского правительства о заключении англо-франко-советского военного соглашения. Однако делегации прибыли в Москву только 11 августа.
Французскую и английскую делегацию возглавляли второстепенные чиновники, без надлежащих полномочий и планов. О несерьезности подхода к переговорам свидетельствует то, что в случае войны Англия планировала выставить против Германии всего шесть дивизий, в то время как Советский Союз должен был на первом этапе войны выставить против Германии более 130 дивизий.
К середине августа многосторонние переговоры вступили в решающую фазу.
Каждая из сторон преследовала свои цели. Германия стремилась обеспечить благоприятные внешнеполитические условия для нападения на Польшу и воспрепятствовать созданию англо-франко-советской коалиции. Англия и Франция пытались избежать войны с Германией и направить ее агрессию против СССР, а при определенных условиях достигнуть нового сговора с Германией, решив "польскую проблему" путем компромисса с рейхом. СССР пытался помешать сговору Англии и Франции с Германией и Италией на антисоветской и антипольской основе, не допустить в случае возникновения германо-польской войны выхода вермахта к советским границам, добиться заключения военно-политического союза с Англией и Францией.
К 19 августа англо-франко-советские переговоры зашли в тупик. Советское правительство дало согласие на приезд Риббентропа в Москву 26-27 августа. Гитлер в личном послании Сталину попросил согласиться на приезд Риббентропа в Москву 22 августа, самое позднее - 23 августа. Москва ответила согласием, и через 14 часов после приезда Риббентропа был подписан договор о ненападении между Германией и Советским Союзом.
Оценка договора
Оценки советско-германского соглашения даются прямо противоположные - одни называют его победой советской дипломатии в условиях военно-политического кризиса в Европе, другие - сговором о разделе мира.
Договор стал объектов критики антикоммунистов и антисоветских сил как сразу после подписания, так и после Второй мировой войны. Один из главных идеологов развала КПСС и СССР, член Политбюро ЦК КПСС А.Яковлев даже предлагал считать датой начала Второй мировой войны 23 августа 1939 года, а не 1 сентября.
На основании этих протоколов раздавались требования пересмотра границ Польши и Румынии, отделения Прибалтики.
Главным объектом критики были секретные протоколы, которые Советский Союз не публиковал до 1990-х годов. В то же время основное содержание этих протоколов изложила газета «Правда» 23 сентября 1939 года. «Германское Правительство и Правительство СССР установили демаркационную линию между германской и советской армиями, которая проходит по реке Писса до ее впадения в реку Нарев, далее по реке Нарев до ее впадения в реку Буг, далее по реке Буг до ее впадения в реку Висла, далее по реке Висла до впадения в нее реки Сан и дальше по реке Сан до ее истоков», - писала газета.
Подлинники протоколов не могли найти несколько десятилетий. Копии протоколов на Нюрнбергском процессе были признаны фальшивкой. В советских архивах имелись копии протоколов, но их нельзя было публиковать даже с формальной точки зрения - такая публикация не соответствует обязательной юридической практике.
Что касается оригиналов, то Молотов, уходя из МИДа, переслал пакет на 17 страницах в Общий отдел ЦК КПСС, после чего они на долгие годы исчезли. В разговорах с высокопоставленными МИДовскими и партийными чиновниками Молотов, как и Хрущев, отвечая на вопросы о протоколах, ничего не отрицал, но ничего и не признавал. По этой причине было приостановлено многотомное издание документов МИДа.
В 1998 году документы были опубликованы в документальном сборнике «1941 год», изданном международным фондом «Демократия» А.Яковлева. По утверждению составителей сборника, публиковались подлинники документов.