Свое 75-летие отмечает сегодня известный кинорежиссер и сценарист Александр Митта. Он хотел стать художником, но был отчислен из художественной школы за активное нежелание творить в узких рамках соцреализма.
В кино он вошел в 60-е годы - вместе с Тарковским и Шукшиным. В его фильмах впервые прозвучали песни Булата Окуджавы, он дружил с Владимиром Высоцким и снял его в главной роли в своем фильме "Сказ про то, как царь Петр арапа женил"...
Первые большие работы Митты смотрела вся страна: "Друг мой, Колька" (1961), "Звонят, откройте дверь" (1966), "Гори, гори, моя звезда" (1970). Собрала огромную зрительскую аудиторию и стала одним из лидеров проката за всю историю советского кино лента "Экипаж" (1980). Забавная стилизация по мотивам пушкинской прозы "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" (1976) показала, что режиссер владеет разными жанрами. Это же подтверждает картина для подростков "Точка, точка, запятая" (1972).
"Я всегда любил работать со смешением жанров. "Гори, гори моя звезда" - это комедия и трагедия, "Экипаж" - бытовой фильм и фильм-катастрофа и так далее. ...Например, в "Лебедином рае" соединяются комедия, эксцентрическая комедия, драма, мелодрама, детектив, триллер и фильм-катастрофа. А чем разные жанры хороши? Они передают богатство жизни с разных сторон. ...У меня критерий оценки фильма один: все должно быть похоже на жизнь", - говорит Александр Митта.
В 1991 году Митта совместно с английскими кинематографистами поставил политическую драму "Затерянный в Сибири", которая выдвигалась на премию "Оскар" как лучший иноязычный фильм. Кроме того, Александр Митта писал сценарии, снялся в двух фильмах Марлена Хуциева - "Мне двадцать лет" ("Застава Ильича") и "Июльский дождь".
Когда Митте предложили контракт в США, он решил, что ему необходимо основательно подготовиться к работе, чтобы снять картину профессионально. Но оказалось, что в Америке нет такого глубокого курса, по которому учат режиссуре от А до Я. Митте предложили читать этот курс в киношколе Гамбургского университета в Германии.
Затем Александр Митта вернулся в Россию, набрал талантливых студентов и учил делать конкурентоспособные на мировом рынке картины. Преподавал только ремесло - без всякой идеологии.
После 6 лет затишья имя режиссера вновь замелькало на экранах - Александр Наумович погрузился в стихию телесериала, сняв 8-часовый фильм "Граница. Таежный роман" (2000), получивший премию ТЭФИ сразу в трех номинациях, и "Лебединый рай".
Александр Митта, по его собственному признанию, все время в поиске: "И у меня всегда следующая картина находится в активной вражде по отношению к предыдущей. Другой взгляд на реальность, другой срез жизни, другое вовлечение зрителя, другие инструменты нашего дела. К сожалению, я не разрабатываю последовательно одну и ту же тему. Только такие люди добиваются настоящего успеха. А мне интересно поглядеть на жизнь с разных сторон".
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников