110 лет назад родился Сергей Эйзенштейн - автор революционных для своего времени картин "Александр Невский" и "Иван Грозный".
Эйзенштейн не пошел по стопам большинства режиссеров немого кино, которые использовали кадр лишь для повествования и описания. Для него кадры были то же самое, что ноты для музыкантов. Это была позиция революционера в искусстве. Отстаивать свое мнение в условиях жесткой цензуры было едва ли не самым сложным в жизни Эйзенштейна испытанием, однако даже представители партийной верхушки не могли не отметить гениальность режиссера, которому удавалось творить глубокое идеологическое кино.
Эйзенштейн родился в Латвии, в семье главного архитектора. Несмотря на то, что отношения родителей с сыном были не идеальные, именно они сумели дать сыну тот самый "культурный заряд", который поддерживал его на протяжении всей жизни.
Отец позаботился о хорошем образовании сына: Сергей Эйзенштейн окончил Рижское реальное училище в 1915 году, однако Петроградский институт гражданских инженеров он не закончил - юноша увлекся идеями революции и вскоре ушел добровольцем в Красную Армию.
В армии талантливому молодому человеку нашлось подходящее занятие: здесь он начинает работать художником по декорациям в армейской самодеятельности. Вдохновленный революционными идеями Эйзенштейн устраивается режиссером в авангардистский рабочий театр Пролеткульта.
Первые киноэксперименты
Неудивительно, что первый фильм Эйзенштейна был посвящен революции: "Стачка" 1924-го года рассказывала о забастовке рабочих на одном из российских заводов. Следующий фильм режиссера - Броненосец "Потемкин" был посвящен восстанию матросов.
Фильм был немой, но Эйзенштейну удалось достичь огромной выразительности благодаря "особому монтажу". Режиссер мастерски выстроил сцены, рассчитав их чередование.
Режиссер Чарли Чаплин назвал "Броненосец "Потемкин" "лучшей кинокартиной мира", а американская киноакадемия признала его лучшим фильмом 1926 года.
Судьбоносная встреча
Первая встреча легендарного режиссера Эйзенштейна и талантливого актера Григория Александрова ознаменовалась дракой.
Мари Сетон, близко знавшая Сергея Эйзенштейна, позже писала, что в то голодное время еду с собой брали в театр, и каждый прятал от других свой завтрак. Однажды вечером Эйзенштейн забыл убрать краюху черного хлеба в надежное место, а Александров попытался взять ее. После чего молодые люди "сцепились как звери".
Только в 1922 году во время репетиций пьесы Шоу в мастерской Мейерхольда Эйзенштейн познакомился с молодым актером Григорием Александровым, который вскоре стал близким соратником режиссера, соавтором сценариев и ассистентом во время съемок "Стачки", "...Потемкина", "Октября", "Старого и нового", "Да здравствует Мексика!".
Эйзенштейн в Голливуде
В 1930 году Эйзенштейн отправляется в Голливуд. Здесь он пишет сценарии для фильмов. Для экранизации романа Теодора Драйзера "Американская трагедия" кинокомпания Paramount Pictures заказала сценарий советскому режиссеру. Но вскоре студии пришлось отказаться от работы Эйзенштейна из-за развёрнутой в Голливуде антисоветской кампании против режиссёра.
Остальные сценарии голливудских фильмов, написанные Эйзенштейном, также не были поставлены.
Возвращение
Дома режиссера ждали с нетерпением. Здесь он провел целый курс лекции, которые в последствии стали основой двух книг - Смысл фильма (1942) и Форма фильма (1949), где разрабатываются принципы цвета, звука и монтажа в кино.
В 1938 году Сергей Эйзенштейн ставит свою первую звуковую картину "Александр Невский", которая посвящена русской победе над тевтонскими рыцарями. Роль Александра Невского исполнил Николай Черкасов.
Технически осуществить работу над картиной было непросто. Особенно, если учесть, что сцены Ледового побоища пришлось снимать в условиях жаркого московского лета. Во двор Мосфильма принесли множество огромных деревяшек, которые затем красили белой краской, чтобы они стали похожи на льдины, асфальт при этом покрывали толстым слоем белил.
В конце 1939 года "Александра Невского" сняли с экранов по причине "политкорректности": в Москву приехал гитлеровский министр иностранных дел Риббентроп. Тем не менее, работу режиссера оценили, вручив престижную Сталинскую премию.
Последний фильм легендарного режиссера
Почти пять лет Эйзенштейн отдал своей последней работе - масштабному эпическому фильму "Иван Грозный". В то время как велась работа над фильмом, в стране росла критика сталинского режима, и творческая независимость режиссера вызывала все больше нареканий у правительства.
Новаторское во всех отношениях кино явилось результатом экспериментов с сочетанием изображения и нескольких мелодических линий, а также экспрессивных цветовых решений. Именно в "Иване Грозном" Эйзенштейна эти выразительные средства кино достигли апогея и более глубоко уже не использовались ни одним другим режиссером.
Во 2-ой серии фильма критики вынесли приговор режиссеру, выявив у картины невежество в изображении исторических фактов. Очередной, смертельный инфаркт не позволил Эйзенштейну переработать картину. Великий режиссер умер в ночь на 11 февраля 1948 года, во время своей работы над статьей "Цветовое кино".
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников