Рейтинг@Mail.ru
Элвис Пресли – Чарли Чаплин рок-н-ролла - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Элвис Пресли – Чарли Чаплин рок-н-ролла

Читать ria.ru в
Дзен

8 января исполнилось бы 73 года человеку, навсегда изменившему музыкальную культуру - Элвису Пресли. Символ американской музыки, он стал образцовым воплощением самого духа рок-н-ролла. Имя Элвиса Пресли воспринимается и сегодня как синоним рок-н-ролла - стиля, изобретенного им из сплава прежде несовместимых музыкальных элементов.

Элвис Пресли родился 8 января 1935 года в Тьюпело, шт. Миссисипи. Мать ждала двойню, но близнец Элвиса умер во время родов.

Семья Пресли была довольно бедной. Вернон, отец Элвиса, не мог устроиться на работу даже водителем грузовика по причине лихой натуры и склонности к запоям, а когда Элвису было три года, папаша-неудачник угодил в тюрьму по обвинению в подделке чеков. Элвис с детства рос в окружении музыки и религии: непременным было посещение церкви и участие в церковном хоре.

Гитару Элвис получил в день своего рождения от дяди. Вероятно, на такой выбор повлиял первый музыкальный успех Элвиса - за несколько месяцев до того он получил приз на ярмарке за исполнение народной песни "Old Shep". Мальчик очень быстро научился воспроизводить любые хиты, которые слышал по радио.

Однако, окончив школу, он не нашел ничего лучшего, чем работать шофером за 45 долларов в неделю. И если бы не случай, неизвестно, как сложилась бы его судьба. 18-летний Элвис захотел подарить матери ко дню рождения собственную пластинку - это было модно и вполне доступно. Две песни - My Happiness и That's When Your Heartaches Begin - обошлись ему всего в четыре доллара. На этом все могло бы и закончиться, но звукорежиссер обратил внимание на его голос и показал запись владельцу профессиональной студии "Sun records" Сэму Филлипсу, имевшему коммерческий нюх и чутье на таланты. Филлипс не раз говорил друзьям: "Если бы я нашёл белого, который пел бы, как чёрный, я бы заработал миллион". Когда он увидел выступление Пресли, понял: это тот, кого он искал.

Первым релизом Элвиса Пресли на Sun Records стала слегка ускоренная версию ритм-энд-блюза Артура Крадапа That's All Right, Mama. Уже чыерез два года Элвис был уже международной звездой, лидером рок-н-ролльной сцены. Музыкального революционера переманил лейбл RCA, заплатив Sun Records неслыханные по тем временам отступные - 35 000 долларов. Курировать новоприобретенное дарование начал лично "Полковник" Том Паркер, выдающаяся фигура в шоу-бизнесе, бывший к этому времени менеджером семи исполнителей кантри.

10 января 1956 года 21-летний Элвис Пресли приступил к записи своего первого сингла для RCA. Дебютная сессия завершилась созданием эпохальной песни "Heartbreak Hotel". К этому моменту был приурочен и его дебют на общенациональном телевидении. Сингл взлетел на вершину американского чарта, где продержался восемь недель, и стал первым миллионным тиражом Элвиса.

Еще одним индикатором успеха были буйные девичьи восторги, которые вызывал Элвис. Концерты Пресли превращались в беснования и погромы - таких страстей в Америке еще не было. Впервые Элвис узнал, что это такое, во Флориде. Несколько девиц в экстазе вскочили на сцену и в клочья разодрали пиджак, пока Элвис спасал гитару, две самые отчаянные фанатки ползали у него в ногах, цепляясь за ботинки, - один таки удалось стянуть. Еще одна девушка зубами захватила правую штанину - и материя треснула. С тех пор Элвис выступал только в джинсах.

Но это была лишь первая страница в объемистой книге личных рекордов будущего короля рок-н-ролла. За 1956 Элвис получил шесть "золотых дисков", а песни I Want You, I Need You, I Love You, рок-н-роллы Don't Be Cruel и Hound Dog и баллада Love Me Tender поднимались на вершину поп-чартов; его первый альбом десять недель удерживал лидерство в альбомном списке, а в октябре состоялась его первая кинопремьера - в вестерне Хэла Уоллиса из времен Гражданской войны Love Me Tender.

У него был явный актерский талант. Продюсеры почуяли запах денег, и за полтора года Элвис еще трижды собирал полные залы в прокате мелодрам "Любить тебя", "Тюремный рок" и "Король Креол". Всего же за 15 лет (с 1956 по 1969) он снялся в 33 лентах, и все они имели кассовый успех.

Паркер, получавший 50% всех гонораров своего подопечного, впоследствии стал требовать не меньше миллиона за фильм. Из-за этого певец не получил роль в "Вестсайдской истории". Барбра Стрей-занд хотела видеть его партнером в ленте "Звезда родилась" - но продюсеры опять не договорились.

24 марта 1958 года Элвис Пресли был призван в армию США. Эта новость вызвала протесты в стране среди молодёжи: в адрес армии и президента шли письма с требованиями отменить службу для певца. Между тем, это было взаимовыгодное предприятие: для Пресли - повысить его репутацию среди более широких слоёв населения, для армии - поднять, таким образом, престиж службы и привлечь новых солдат. Пресли переживал, что его карьере придет конец, но Том Паркер убедил его, что двухлетняя разлука лишь подогреет к нему интерес, а возвращение можно подать как национальный праздник.

Сопровождаемый эскортом фотовспышек, Пресли отбыл в местечко Форт-Худ. Там, на показательных выступлениях мастеров джиу-джитсу, певец "заболел" восточными единоборствами. В конце 1958 года Пресли направлили в Западную Германию, где он занимался каратэ - стиль "сетокаи". После возвращения в Мемфис он перешел на американское каратэ "кэнпо".

Пресли стал одним из примерно 100-150 тогдашних американцев - обладателей черного пояса. Он вызвался обучать своих телохранителей, братьев Уэст, которые впоследствии открыли школу, куда заглядывал Чак Норрис. Для пропаганды каратэ Пресли сделал не меньше, чем для рок-н-ролла. Он расчистил пространство для Брюса Ли, снабжая каратэ бешеной и совершенно бесплатной рекламой.

Пресли прослужил в армии два года. За это время он потерял мать - она умерла 14 августа 1958 года, - и встретил свою будущую жену Присциллу Буалье, дочь капитана ВВС. Ей в то время было 14 лет. Влюбленные поженились в 1967 году и пять лет были счастливы в браке. Потом Присцилла, забрав их маленькую дочь Лиз-Мари, уйдет, не выдержав ни ритма, ни привычек мужа.

В январе 1960 Элвис был произведен в сержанты, а 5 марта снова стал гражданским лицом. Через две недели после демобилизации певец уже работал в студии, записав шесть песен, ставших его классикой. Полковник Паркер оказался более чем прав. На волне своего "дембеля" Пресли выпустил диск, который так и назывался "Элвис вернулся".

Не стояла на месте и кинокарьера певца. На протяжении всех 60-х он разрывался между музыкой и кино. Он сыграл десятки киноролей, в том числе в картинах "Солдатский блюз", "Пламенеющая звезда", "Голубые Гавайи", "Девочки! Девочки! Девочки!", "Вечеринка в Акапулько", "Вива, Лас-Вегас" и др. Ничего удивительного, что и выходившие в эти годы альбомы по большей части представляли собой саундтреки к его фильмам. Поклонников это совсем не устраивало, и певческая карьера Пресли мало-помалу пошла на спад. К концу 60-х подросшему поколению меломанов Пресли казался вчерашним днем, тем более что следующее поколение исполнителей уже дышало в спину. Появление ливерпульской четверки сильно потеснило позиции Пресли, хотя сами битлы всегда признавали его значение и влияние - "Без Элвиса не было бы The Beatles", - заметил как-то Джон Леннон.

Все изменилось в 1968 году, когда Элвис Пресли, утомленный чередой неудач, взялся изменить ход дел. Он вернулся еще раз - в феноменальном телешоу "Elvis TV Special", которое опять возвело имя Элвиса Пресли на вершину мирового музыкального Олимпа.

Вдохновленный приемом публики, Элвис с энтузиазмом взялся за студийную работу. Опубликованный в 1969-м альбом "From Elvis in Memphis" охватывал несколько музыкальных жанров. По сути пластинка представляла собой 12 отличных друг от друга музыкальных портретов Элвиса. Красивые композиции "Long Black Limousine", "Any Day Now", "In the Ghetto" и "Suspicious Mind" напоминали Пресли былых времен.

Но самым важным шагом на этом этапе карьеры Элвиса Пресли стало возвращение с концертами в Лас-Вегас.

Пресли нашёл свой сценический образ. В новом сезоне февраля 1970 года певец появился в ослепительно белых костюмах-комбинезонах, созданных его личным модельером. На каждый сезон или концерт у Пресли было приготовлено множество костюмов различных цветов и фасонов, зачастую украшенны[ стразами и расшиты золотом. Именно этот имидж Элвиса Пресли до сих пор является самым узнаваемым и имитируемым. С 1971 года все концерты Пресли открывались увертюрой Рихарда Штрауса к музыкальной поэме "Так говорил Заратустра", а заканчивались песней из фильма "Голубые Гавайи" -"Can't Help Falling In Love". Допев ее последние строчки, певец под оглушительную барабанную дробь и грохот труб поспешно покидал сцену и моментально уезжал. Конферансье спустя полминуты объявлял: "Элвис только что покинул здание". Эта формула была возведена Пресли почти что в ритуал, который он неизменно исполнял каждый раз на протяжении всей своей концертной деятельности 1969-77 гг.

Перекос в сторону концертной активности привел с годами к тому же творческому истощению, которое Пресли пережил, уйдя с головой в кинематограф. Вместо того, чтобы записывать в студии новый материал, Пресли довольствовался вереницей концертных альбомов. Как и следовало ожидать, эти релизы со временем превратились в рутину. А последние годы жизни Пресли превратилась в растянутую во времени агонию. Он был зависим от официально прописываемых лекарств, которые стали для него наркотиками, - стимуляторов, антидепрессантов, гормональных препаратов против ожирения. Он не мог избавиться от страсти к еде. Он бросался от горы деликатесов к голоданию - вес подскакивал и опускался столь же бесконтрольно и нелогично. Депрессия усугублялась разбитой семейной жизнью. Появилась мания преследования: выходя на сцену, он обязательно натягивал под роскошный белый жилет другой жилет, пуленепробиваемый. В середине 70-х уже нельзя было скрыть, что Пресли серьезно болен. Но он продолжал выходить на сцену, несмотря на то, что несколько раз терял сознание прямо во время концертов.

16 августа 1977 года измученное сердце Элвиса Пресли отказало. Официальное медицинское заключение называет причиной смерти сердечный приступ. Но это было всего лишь следствие беспорядочного образа жизни и многолетнего злоупотребления барбитуратами. В его крови было найдено 14 видов различных медицинских препаратов. Тем не менее, вследствие полузасекреченного характера расследования существует также множество других версий смерти наравне с популярной легендой, что певец умер гораздо позднее.

До сих пор многие американцы отказываются говорить об Элвисе в прошедшем времени.

Смерть Пресли превратилась в шоу, за которым следили миллионы, если не миллиарды людей. Трудно было пропустить это зрелище: за катафалком с гробом навсегда уходящего Короля в траурной колонне двигались не только друзья и близкие, но и десятки осиротевших "кадиллаков" - любимых автомобилей Элвиса.

Сейчас поместье Пресли в Мемфисе, штат Теннесси, посещают до 700 тысяч человек, готовых заплатить по 22 доллара за экскурсию по первому этажу особняка и ознакомление с достопримечательностями: двумя реактивными самолетами, гостиницей "Разбитое сердце", рестораном, предлагающим любимые блюда Элвиса (жареные бутерброды с арахисовым маслом и бананом), музеем кадиллаков озорных цветов. В годовщину смерти кумира до 50 тысяч фанатов собираются в "Грейсленде". Наблюдатели находят в этой церемонии нечто языческое. Фанаты помнят не позднего Элвиса в голубых замшевых туфлях, седеющего, теряющего голос, пухнущего от жирной пищи, который только за последний месяц жизни набрал 20 килограммов, а пригожего темноволосого паренька из захолустного городка, который произвел революцию в популярной музыке. Некоторые американские критики считают, что воздействие Пресли на свою область искусства можно сравнить лишь с воздействием Чарли Чаплина на свою.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала