Тамара Макарова родилась 13 августа 1907 года в Санкт-Петербурге в семье военного врача.
Детство ее и младших брата и сестры было неразрывно связано со службой отца в гренадерском полку, в атмосфере военных традиций и некоторого романтизма. Уже с детских лет Тамара была жутко влюбчивой. Например, в пятилетнем возрасте она была влюблена в некоего поручика Данилевского и, когда в их доме устраивались вечеринки, цеплялась за него обеими руками и не давала ему ни с кем танцевать.
Макарова подавала большие надежды в балете и, если бы не запрет отца, поступила бы в балетную школу Мариинского театра.
Все изменилось после революции. В октябре 1917 года погиб отец. Тем не менее, Тамара и в этих условиях продолжала учиться в школе и одновременно заниматься в балетной студии. В 14-летнем возрасте она создала театр прямо во дворе своего дома, собрав соседских ребят. Районный отдел народного образования даже зарегистрировал их как штатную единицу и назначил актерам хлебный паек.
В 1924 году после окончания школы Тамара Макарова поступила в актерскую мастерскую Форрегера - МАСТАФОР. Именно здесь она впервые встретилась с Сергеем Герасимовым, будущим блестящим кинорежиссером и мужем.
Произошло это после того, как Макарова блестяще станцевала чарльстон в эстрадной миниатюре "Модистка и лифтер", и Герасимов подошел к ней, чтобы выразить свое восхищение. В то время он был уже достаточно знаменит благодаря ролям в немых фильмах Г. Козинцева и Л. Трауберга. Поэтому его расположения добивались многие девушки. Однако в тот раз их отношения ни во что серьезное не вылились. Но довольно скоро состоялась новая встреча.
Макарова жила рядом с "Ленфильмом" и часто проходила мимо его здания. Однажды к ней внезапно подошла ассистентка Г. Козинцева и Л. Трауберга и предложила сниматься в кино. Так Макарова получила роль машинистки-сердцеедки в фильме "Чужой пиджак", где Герасимов играл агента Скальковского. По словам самой Макаровой, "Герасимов был элегантным актером. Он был из дворян. Козинцев и Трауберг сделали его звездой экрана, респектабельным плейбоем. Мы с ним тогда встречались главным образом в клубах, на танцах. Я танцевала отлично, и он любил танцевать. Тогда были модными чарльстоны. Они были настолько модными, что мы вместе с друзьями - Кузьминой, Костричкиной, Жеймо, Герасимовым - создали маленький ансамбль и даже выступали в филармонии... Ухаживание Герасимова за мной длилось около года, после чего мы поженились..."
В первые годы молодожены жили очень скромно. У них была одна комнатка в два окна, на которых не было даже занавесок. По словам Макаровой, занавески в то время были пределом ее мечтаний.
По совету своего мужа Макарова поступила учиться на киноотделение Ленинградского техникума сценических искусств, который вскоре был преобразован в институт. Герасимов в то же время решил перейти в режиссуру - Г. Козинцев взял его к себе ассистентом. Однако в самом начале режиссерской карьеры Герасимова внезапно призвали в армию. Уходить туда ему не хотелось, да и со здоровьем было не все в порядке: во время съемок Герасимов упал с лошади и серьезно повредил себе колено. Макарова рассказывала: "Вот и говорит он мне: "Если меня освободят от призыва, я куплю тебе шторки..." Сижу я как-то в одиночестве на окне - и вдруг радость: идет Сережа! Его освободили, и не на какой-то срок, а совсем. И принес муж две циновки на окна, первое богатство нашей семейной жизни..."
В 1930 году Тамара Макарова окончила институт и уже в этом же году снялась в драме Владимира Шмидтгофа «Счастливый Кент». Спустя некоторое время последовали ее работы в картинах «Дезертир» Всеволода Пудовкина и «Конвейер смерти» Ивана Пырьева.
К этому периоду относятся и первые режиссерские работы Сергея Герасимова. В 1930 году вышла его комедия «Двадцать два несчастья», в которой снялись Софья Магарилл и Янина Жеймо (картина не сохранилась). Затем Герасимов снял бытовую драму «Лес», в которой выступил и в роли автора сценария. А в 1933 году он впервые снял в своей картине «Люблю ли тебя?» свою жену - в главной роли.
Всесоюзная слава пришла к Макаровой и Герасимову в 1936 году, когда на экраны страны вышел фильм "Семеро смелых" по книге известного полярника Константина Званцева. Съемочная группа много ездила во время съемок в экспедиции, стремясь воссоздать реальную среду происходящих в фильме событий. Актеры поднимались на ледники Эльбруса, жили на островах Баренцева моря среди непуганых птиц, осваивали лыжный и парашютный спорт в Хибинах.
После этого совместные фильмы Герасимова и Макаровой последовали один за другим: "Комсомольск" (1938), "Учитель" (за который Макарова получила Сталинскую премию в 1941 г.), "Маскарад" (1941). Последний фильм создавался Герасимовым в рекордные сроки - за три с половиной месяца, чтобы успеть к столетнему юбилею Лермонтова. Картина была завершена в ночь на 22 июня 1941 года. Когда утром режиссер и его жена счастливые пришли на "Ленфильм", чтобы отрапортовать о проделанной работе, их внезапно одернули: "Слушайте радио!" А по радио в это время транслировали выступление В. Молотова, который сообщил о начале войны.
Хотя с приближением фронта многие ленинградцы поспешили покинуть город, Макарова и Герасимов остались и приняли участие в его обороне. Актриса стала сначала инструктором в Политуправлении фронта, затем работала в госпитале медсестрой. Герасимов вместе с Михаилом Калатозовым работал над полудокументальным фильмом "Непобедимые" - об эвакуации и тех, кто остался в городе на Неве. Роль инженера с Ижорского завода в нем исполнила Макарова. В 1943 году супруги все-таки покинули Ленинград и перебрались в Ташкент, где тогда находились в эвакуации все кинематографические кадры страны.
Именно там в их семье появился сын. Правда, не родной (детей у Тамары Макаровой так и не было), а приемный. Родную сестру Макаровой репрессировали вслед за мужем, и их сын Артур остался один. Тогда Тамара Макарова с согласия мужа и решила его усыновить. Фамилию Артур взял от приемной мамы, а отчество - от приемного отца.
До конца войны Сергей Герасимов снял еще одну картину - драму «Большая земля», посвященную подвигу советских людей в глубоком тылу. Тамара Макарова сыграла в ней главную роль Анны Свиридовой - простой деревенской труженицы, вставшей к станку на заводе вместо мужа-фронтовика.
Первой послевоенной работой Тамары Макаровой стала роль Хозяйки Медной горы в киносказке режиссера Александра Птушко «Каменный цветок». Фильм получил премию жюри на международном кинофестивале в Канне. Один американский продюсер, восхищенный игрой русской актрисы, предложил ей сыграть Анну Каренину в экранизации романа Льва Толстого. Однако в те годы путь на Запад для советских актеров был закрыт. С мечтой сыграть Анну Каренину пришлось распрощаться, о чем Тамара Федоровна впоследствии вспоминала с сожалением.
В 1946 году Макарова снялась в первом своем официозном фильме - "Клятва" Михаила Чиаурели. Картина рассказывала о клятве Сталина, данной им народу после смерти Ленина. Через год фильм был удостоен Сталинской премии.
В 1947 году Макарова снялась сразу в нескольких разных по жанру картинах: в "Первокласснице" Ильи Фраза, в "Повести о настоящем человеке" Александра Столпера, в "Трех встречах" Всеволода Пудовкина, А. Птушко и С. Юткевича и, наконец, в "Молодой гвардии" у своего мужа Сергея Герасимова.
В 50-е годы фильмов с участием Макаровой вышло гораздо меньше, чем десятилетие назад. Зритель увидел ее в картинах: "Сельский врач", "Дорога правды", "Память сердца".
В 60-80-е годы Макарова активно преподавала во ВГИКе (в 1968 году она стала профессором) и снималась в основном в картинах собственного мужа: "Люди и звери", "Журналист", "Любить человека", "Юность Петра", "В начале славных дел". Среди ее учеников такие известные актеры, как Наталья Аринбасарова, Наталья Белохвостикова, Жанна Болотова, Наталья Бондарчук, Сергей Бондарчук, Наталья Гвоздикова, Людмила Гурченко, Николай Еременко-младший, Зинаида Кириенко, Алла Ларионова, Марина Левтова, Клара Лучко, Наталья Фатеева, Лидия Федосеева-Шукшина и многие другие. Студенты всегда могли рассчитывать на материнское участие, сочувствие, поддержку Тамары Федоровны.
Ведь во ВГИКе на курсе Герасимова и Макаровой училось немало приезжих студентов, порой случалось, что ближе Тамары Федоровны в столице просто не было ни одной души. Двери дома супругов-педагогов всегда были открыты для учеников и друзей.
В 1984 году на экраны страны вышел фильм "Лев Толстой", в котором Герасимов (он же был и режиссером картины) и Макарова сыграли главные роли - Льва Толстого и его жены Софьи Андреевны. Картина рассказывала о последних днях жизни великого русского писателя. Так получилось, что этот фильм оказался последним и в жизни С. Герасимова. 28 ноября 1985 года он скончался.
Фильм был последним и в жизни Тамары Макаровой - больше она в кино не снималась. В последние годы своей жизни Макарова мало появлялась на публике.
В мае 1995 года, к 90-летию С. Герасимова, она выпустила книгу воспоминаний "Послесловие". В 1997 году Тамара Федоровна скончалась. Этой красивой женщине и талантливой актрисе в творческом и семейном союзе с режиссером Сергеем Герасимовым удалось выразить целую эпоху в жизни страны и в истории отечественного кино.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников