Знаменитый танцовщик Михаил Барышников намекнул в интервью газете The Birmingham News, что его выступление на сцене мадридского театра в сентябре может стать последним. «Возможно, я один из последних «стариков», которые до сих пор танцуют», - отметил он. Но при этом 59-летний танцор сказал корреспонденту газеты, что будет «исполнять каждый элемент в полную силу».
Артист дал интервью накануне выступления труппы под его руководством в университете Сэмфорд (штат Алабама). Это будет их девятое выступление в туре по десяти городам Соединенных Штатов и Бразилии. Труппу Hell's Kitchen Dance он сформировал более года назад и назвал в честь нью-йоркского района, в котором располагается Центр искусств Барышникова. Baryshnikov Arts Center был создан в 2004 году, после того, как хореограф распустил свою труппу White Oak Dance Project. Центр, строительство которого обошлось более чем в 7 миллионов долларов (два из них из личных сбережений самого артиста), - это место, где молодые художники всех мастей могут представить экспериментальные работы и воспользоваться советами мэтров. Все это, включая стипендию и жилье, за счет Центра. Его создание Барышников когда-то называл последней главой своей жизни.
Один из номеров программы Hell's Kitchen Dance - соло Барышникова, сопровождаемое видеозаписью его выступления в молодости. «Мне было что-то около 17 лет, - говорит он. - Сорок с лишним лет спустя это весьма забавно. Не знаю даже, печально или забавно это - видеть самого себя в такой перспективе».
Этот тур для труппы - второй по счету, а возможно, и последний. По словам Барышникова, Hell's Kitchen создана так, чтобы быть гибкой и изменчивой - ведь она предназначена для молодых артистов, которые еще только начинают свою карьеру. Скорее всего, ее место займет другая группа, но планы пока не простираются дальше августа этого года.
В ответ на вопрос репортера о возвращении на телевидение Барышников ответил: «Я никогда не говорю «никогда», и добавил, что подумал бы над любым «забавным и осмысленным» предложением.
Актерская карьера для Барышникова не внове. Он уже снялся в 9 эпизодах сериала «Секс в большом городе», в фильме "Белые ночи" (1985), а за роль в фильме «Поворотный момент» был номинирован на «Оскара».
Свои актерские способности Барышников проявляет и на балетной сцене, расширяя границы двух видов искусства. В спектакле Элиота Фелда «Mr. XYZ» он исполнял роль дряхлого старика с клюкой, который вспоминает о своей молодости, а в «Запрещенном рождестве» по сценарию Резо Габриадзе - роль сумасшедшего, который верил, что он - автомобиль.
Барышникова называют одним из самых знаменитых представителей мужского танца. Его талант был признан сразу, как только он поступил в Ленинградское хореографическое училище (Академия русского балета имени А.Я. Вагановой). Так в возрасте 19 лет он расстался с родной Ригой, но не очень об этом жалел. Его мать, которая водила его в театр, научила любить музыку и отдала в балет, покончила с собой, а с отцом и его новой женой он общего языка не находил.
Со дня окончания училища и вплоть до своего отъезда на Запад Барышников был солистом Театра оперы и балета имени Кирова в Ленинграде (Санкт-Петербургского Мариинского театра). Его уникальный артистический дар, музыкальность, безупречная форма исполнения завоевывали зрительские сердца, его прыжок-полет воспринимался как символ свободного парения духа. Вершиной карьеры Барышникова в СССР было звание заслуженного артиста РСФСР и творческий вечер, для которого ему позволили самому подобрать репертуар. Но танцовщику, который, по его собственным словам, всегда стремился танцевать не лучше остальных, а лучше себя самого, этого было мало. В 1974 году во время гастролей в Канаде Барышников решил не возвращаться в СССР. Канада предоставила ему политическое убежище.
Сказав себе: «Тебе уже 26, время безжалостно», - он оставил друзей, любовниц, квартиру на углу Мойки и пуделя Фому.
Бегство Барышникова на Запад было бегством в буквальном смысле этого слова. После спектакля поклонники окружили его кольцом - так, что не вырваться. "Mischa, Mischa, please!" - скандировали они, протягивая буклеты, чтобы он их подписал. А всего в двух кварталах от театра была припаркована машина, которая должна была увезти его в новую жизнь. И Барышников всем телом бросился на толпу. Поклонники расступились от растерянности, не понимая, куда так спешит этот русский. Потом опомнились и с криками "Mischa, Mischa, please!" весело побежали за ним вдогонку. Но Барышникову было не до смеха. Спасаясь от поклонников, он едва не проскочил мимо поджидавшей его машины.
Сам артист впоследствии рассказывал: «Сбежать от них было не самое трудное. Гораздо тяжелее было во время спектакля. Я пришел в театр и танцевал весь вечер, прекрасно зная, что решение необратимо. А когда побежал, просто не чуял под собой ног, был только страх и пустота в желудке. Я уже почти спасовал, когда прыгнул в машину. Но нужно сворачивать с твердой, ровной дороги в топь. Я понял, что не хочу жить в России, не хочу танцевать в Кировском. Мне не нравилось все время изображать то, чем на самом деле не был".
Вслед за эмиграцией Рудольфа Нуриева и Натальи Макаровой это был последний и самый сильный удар по ленинградскому балету. Барышникова объявили "врагом народа", лишили советского гражданства и конфисковали имеющееся на родине имущество.
Поклонники оплакивали его, как никого из «невозвращенцев». Но что ждало Барышникова в России, если бы он не уехал на Запад? Позднее его ближайший друг Иосиф Бродский так ответил на этот вопрос, заданный ему в интервью: «Он бы спился».
После того, как в 1974 году Барышников впервые появился перед американской публикой, в США начался знаменитый балетный бум.
Пуритански настроенные отцы семейств стали толпами сдавать своих отпрысков в балетные школы. Четырехтысячный зал нью-йоркской Метрополитен перестал вмещать некогда немногочисленный клан балетоманов. Америка выучила еще одно русское имя - Misha и с удовольствием добавила его к уже знакомым Rudik и Natasha.
Барышников очень хотел стать американцем, и он сделал это.
Для этого надо было стать лихим ковбоем - и он стал им, сочинив для себя знаменитую щегольскую вариацию "с кубками" в русском "Дон Кихоте". Чтобы стать американцем, надо было научиться танцевать у Баланчина - и он научился, на год уйдя в заточение New York City Ballet под патронат "мистера Би"; надо было научиться бродвейскому степу - и он появился в шоу Лайзы Миннелли. Для того, чтобы стать американцем, надо было доказать, что ты настоящий бизнесмен, и Барышников сделал приличное состояние на одежде и духах "Миша", одеколоне для мужчин под названием "Барышников". Он взял в жены голливудскую кинозвезду Джессику Ланж, стал образцовым семьянином - у Барышникова четверо детей, доказал, что может меняться - ушел из классического балета в modern dance.
В 2003 году американцы назвали его самым влиятельным выходцем из бывшего СССР, а принцесса Диана мечтала потанцевать с ним. В юности она однажды подкараулила его у выхода из лондонского театра и попросила автограф.
Талант Барышникова многогранен, он известен еще и как фотограф. В 2005 году в Москве прошла фотовыставка "Мгновения" - визуальный монолог выдающегося балетмейстера.
Фотографией Барышников занимается с середины 1980-х, когда, готовясь к поездке в Таиланд, он по совету друга взял с собой небольшой аппарат, чтобы вести фотодневник поездки. Но балет Барышников почти не снимает. На его фотографиях "самого разного рода люди и места, незнакомые и узнаваемые, в общем, все, что попадает в поле зрения": жанровые сценки, пейзажи, натюрморты, знакомые и незнакомые лица, особенно лица детей (в ч/б технике). Тягу к черно-белой фотографии танцовщик связывает с впечатлениями юности. "В Риге, где я рос, превалировал серый цвет, - рассказывает он. - Море, свет, даже погода была окрашена гаммой мягких оттенков золы, бледными оттенками серебра и бесконечными вариантами свинцово-сине-черной краски".
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников