Охарактеризовать дух и идею фильмов Антониони сложно, так как из-за особой поэтичности режиссёрского стиля всегда возникает чувство, что он сумел сказать больше, чем показал. В мире человеческих отношений Антониони волновали проблемы одиночества человека, отрешённости людей - даже влюбленных - друг от друга. Долгие тихие кадры, пронизанные внутренним светом, небольшое количество диалогов, часто с ключевым для понимания фильма смыслом характерны для его фильмов.
Микеланджело Антониони родился 29 сентября 1912 года в провинциальном итальянском городе Ферраре.
Окончив Высшую школу экономики и коммерции в Болонье, он начал писать кинорецензии для местной газеты Il Corriere Padano, жестко критикуя итальянские кинокомедии того времени. Тогда же он в первый раз попробовал себя в кино, но попытка провалилась - съемки проходили в местной психиатрической клинике, и больные панически боялись осветительного оборудования. К 1939 году Антониони окончательно решил посвятить свою жизнь кино и переехал в Рим, где устроился в официальный фашистский журнал Cinema, возглавляемый сыном Муссолини Витторио.
Вскоре он уволился оттуда из-за разногласий с редакцией и поступил в Centro Sperimentale изучать кинорежиссуру. Так Антониони пришел в кино, и тогда же в первый раз женился на Летиции Бальбони. В 1942 году он участвовал в написании сценария фильма Роберто Росселлини «Пилот возвращается», а затем, в 1943 году, в качестве ассистента режиссера - в съемках фильма Энрико Фульчиньони «Двое неизвестных» и в съемках «Вечерних посетителей» Марселя Карне во Франции. В тот момент его призвали на военную службу в Италии.
В 1943 году Антониони снял свой первый фильм - документальную короткометражку «Люди с реки По» о жизни североитальянских рыбаков. Жизнь бедняков была новой для итальянского кино темой, которая предвосхищала круг интересов возникшего двумя годами позже неореализма. Однако большая часть материала картины была утрачена в годы войны, и смонтированный из оставшихся фрагментов в 1947 году фильм уже не произвел сильного впечатления на зрителей и профессионалов; тем не менее, Антониони впоследствии говорил: «мысль, что я, так сказать, в одиночку «изобрел» неореализм, доставляет мне внутреннее удовлетворение».
Во время оккупации Италии Союзниками Антониони работал переводчиком и продолжал писать критические статьи для итальянских журналов. С 1948 года Антониони вновь снимает короткометражные ленты. Фильмы «Метельщики улиц» и «Любовное притворство» получили призы "Серебряная лента за лучший документальный фильм" от Итальянского национального синдиката киножурналистов в 1948 и 1950 году.
В 1950 году выходит первый полнометражный фильм режиссера - "Хроника одной любви". На площадке режиссер всегда строго контролировал действия съемочной группы, так что в блестящей операторской работе в его фильмах есть и его немалая заслуга. Кроме того, в этом и последующих фильмах все большее внимание уделялось не внешним мотивам сюжета, а внутреннему состоянию персонажей и их взаимоотношениям. Однако кинематографическая общественность практически не отреагировала на это произведение. Фильму "Подруги" (1955), съемки которого были сопряжены с большими финансовыми и организационными трудностями, удалось обратить на себя некоторое внимание критики. На Венецианском кинофестивале он получил "Серебряного льва". Этот фильм в еще большей степени ознаменовал собой отход Антониони от традиционного драматургического построения сюжета.
В 1957 году Антониони знакомится с актрисой Моникой Витти (настоящее имя - Мария Луиза Чечарелли), с которой его в течение последующих десяти лет связывали близкие отношения. Антониони приглашает ее озвучивать роль английской актрисы Дориан Грей в своем фильме "Крик", который получил на Х Фестивале в Локарно Гран-при критики, но публикой был встречен довольно прохладно.
В этом фильме уже проявились основные черты режиссерского почерка Антониони - замедленный темп, склонность к длинным планам, внимание к деталям материальной среды, - которые в дальнейших работах режиссера оформились в качественно новый оригинальный авторский стиль.
Моника Витти снялась в главной роли в его фильме "Приключение" (1960). На Каннском фестивале публика, ожидавшая детективного сюжета, а не изображения внутреннего мира и отношений героев, его освистала, но фильм все же получил Гран-при, а впоследствии принес Антониони мировую известность и огромный успех. Считается, что вместе с последующими фильмами - "Ночь"(1961), " Затмение"(1962) и "Красная пустыня" (1964), в которых также снялась Моника Витти, "Приключение" образует своего рода трилогию или тетралогию.
Так впервые в киноискусстве (чуть раньше тематически близких фильмов Ингмара Бергмана "Молчание" (1962) и "Персона" (1966)) была раскрыта проблема некоммуникабельности в современном обществе. Одиночество героев передавалось на экране с помощью материального мира: долгие медленные кадры, сосредоточенные на отдельных предметах, и общие планы, на которых почти ничего не происходит, начинали жить своей собственной жизнью. Этот новый способ раскрытия человеческой психологии средствами кинематографа стал, по-видимому, наиболее значительным открытием Антониони в области киноязыка и оказал большое влияние на дальнейшее развитие мирового кинематографа (сильнее всего - на фильмы Миклоша Янчо и Андрея Тарковского).
В последующие годы режиссер много работал за пределами Италии. В 1966 году в Лондоне он снял фильм "Фотоувеличение" (Blow-up), который стал его крупнейшим коммерческим успехом и принес "Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля. Моника Витти в этом фильме уже не участвовала, а еще через некоторое время Антониони окончательно расстался с ней.
В США Антониони снял фильм "Забриски Пойнт", где использовалась музыка группы Pink Floyd. Он принес, в отличие от предыдущей картины, огромные убытки и не понравился американским властям. А документальный фильм о Китае, снятый Антониони по приглашению китайского правительства, вызвал негативную реакцию китайских властей. В это время у Антониони случился первый инсульт.
В Великобритании Антониони снял фильм "Профессия - репортер" (1975) с Джеком Николсоном в главной роли. Он продолжал много путешествовать. В 1977 году он посетил Индию, где снял короткометражный фильм «Кумбха Мела», вышедший на экраны лишь двенадцать лет спустя. Побывал Антониони и в СССР, в частности, в Узбекской ССР, где даже собирался снимать фильм. Там его сопровождал известный кинорежиссер Али Хамраев, который не преминул попросить у маэстро совета. Слова Антониони он, по его собственному признанию, запомнил надолго: «Ты должен следить за тем, чтобы у тебя хорошо работал желудок. Иначе ни одного кадра не снимешь».
В 1985 году с Антониони, находящимся уже в весьма преклонном возрасте, случился новый инсульт, который привел к параличу правой половины тела и необратимой потере речи. В 1986 году режиссер женится на Энрике Фико, которая стала его помощницей и сыграла роль второго плана в его фильме "Идентификация женщины" (1982). Уже под именем Энрика Антониони в фильме режиссера "За облаками " она исполнила небольшую роль продавщицы в бутике. В течение десятилетия после инсульта Антониони не ставит полнометражных картин. Лишь в 1995 году при помощи немецкого режиссера Вима Вендерса был снят новый фильм Антониони " За облаками" по мотивам его книги «Тот кегельбан над Тибром».
В 2001 году он закончил работу над киноновеллой «Опасная связь вещей», которая вошла в проект «Эрос» вместе с короткометражкой «Равновесие» Содерберга и «Рукой» Вонга Кар-Вая.
Антониони, названный французской критикой «поэтом отчуждения и некоммуникабельности», известен также и как писатель и живописец, соавтор сценариев всех своих фильмов.
Антониони будет похоронен 2 августа в своем родном городе.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников