4 мая – годовщина принятия указа о борьбе с тунеядством. В этот день в 1961 году Президиум Верховного Совета СССР принял указ "Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни". Тогда же в обиход вошло слово "тунеядство", характеризовавшее в то время отрицательное моральное качество, праздный образ жизни, отвращение и пренебрежение к общественно полезному труду. В энциклопедии это слово обозначает жизнь за чужой счет, чужим трудом, паразитизм, безделье.
Таким образом, предполагалось, что тунеядец – это общественно-опасный элемент, которого необходимо принудительно перевоспитать. Согласно указу, лицо, не работавшее более 4 месяцев в году и живущее на нетрудовые средства, подлежало уголовной ответственности и принудительному труду. В ускоренном строительстве коммунизма должны были участвовать все: работать в госучреждениях, состоять в профсоюзах, выезжать по выходным коллективно на колхозные работы. Не работать разрешалось лишь домохозяйкам, имеющим детей. Незамужних и бездетных женщин также привлекали за тунеядство.
По мнению международных экспертов, такой закон находился в прямом противоречии с международными соглашениями, запрещающими принудительный труд. Кроме того, формулировка закона давала возможность самого широкого и произвольного толкования понятия "тунеядства", что позволяло привлечь к уголовной ответственности любой нежелательный "антиобщественный элемент". Чаще всего под эту статью "попадали" диссиденты и люди, желавшие эмигрировать. Подав заявление на выезд из СССР, человек увольнялся с работы, на другую работу по специальности его уже не брали и он автоматически становился тунеядцем.
Обвиняемым в тунеядстве инкриминировалось "систематическое занятие бродяжничеством или попрошайничеством, а также ведение в течение длительного времени иного паразитического образа жизни".
Часто жертвами борьбы с тунеядством становились люди творческие: ученые, переводчики, писатели, поэты. Чтобы избежать уголовной ответственности специалисты высокой квалификации искали любую работу на любых условиях. В результате физики становились лифтерами (Юрий Мнюх) или переплетчиками (Владимир Кислик), а лингвисты – плотниками (Константин Бабицкий).
Писатели, поэты, художники, философы считались занятыми общественно полезным трудом лишь в том случае, если они состояли членами соответствующих официальных союзов.
В то время стать формально советским писателем, поэтом, художником или философом не составляло особого труда. Однако в "богемной" среде было принято относиться с пренебрежением к благополучным советским творческим деятелям. Компромисс с властью понимался часто как компромисс с собственной совестью.
Первой жертвой законов о тунеядстве еще в начале шестидесятых годов стал поэт и будущий нобелевский лауреат Иосиф Бродский.
Стенограмма записи судебного заседания сейчас уже кажется невероятной:
Судья. Чем вы занимаетесь?
Бродский. Пишу стихи. Перевожу.
Судья. Почему вы не работали?
Бродский. Я работал. Писал стихи. Переводил.
Судья. Нас это не интересует. Какая ваша специальность?
Бродский. Поэт. Поэт-переводчик.
Судья. А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?
Бродский. А кто причислил меня к роду человеческому?
Судья. Не умничайте. Вы учились этому?
Бродский. Чему?
Судья. Чтоб быть поэтом. Не пытались кончить вуз, где готовят… где учат…
Бродский. Я не думал, что это дается образованием.
Судья. А чем же?
Бродский. Я думаю, это… от Бога
Обвинители отмечали тлетворное влияние родителей Бродского, которые потакали сыну и поощряли его безделье. За пять лет Бродский переменил 13 мест работы, задерживаясь на каждом из них от одного до трех месяцев.
Тогда Бродского признали тунеядцем и приговорили к высылке "в отдаленные местности сроком на 5 лет с применением обязательного труда". "Отдаленной местностью" оказалась деревня Норинская Архангельской области, там поэт занимался принудительным общественно-полезным трудом – работал на лесоповале.
Анна Ахматова узнав об оскорбительных обвинениях, предъявленных Бродскому, и приговоре суда, воскликнула: "Какую биографию делают нашему рыжему!"
Действительно, процесс очень широко освещался в советской прессе. Иосифа Бродского публично за стенами суда обвиняли уже не только в тунеядстве, но и в пристрастии к порнографии: "Тупое чванство, ущербность и болезненное самолюбие недоучки и любителя порнографии, стократ помноженное на непроходимое невежество и бескультурье - вот что выглядывает из каждой строчки, вышедшей из-под пера Иосифа Бродского.
...болтливое, худое ремесло,
в любой воде плещи, мое весло...
Вот как сам Бродский изложил свое поэтическое "кредо".
Вслед за ссылкой в Архангельскую область последовало выдворение из СССР. Уезжая навсегда из Советского Союза, Иосиф Бродский предрек свою судьбу в письме Леониду Ильичу Брежневу: "Язык - вещь более древняя и более неизбежная, чем государство. Я принадлежу русскому языку, а что касается государства, то, с моей точки зрения, мерой патриотизма писателя является то, как он пишет на языке народа, среди которого живет, а не клятвы с трибуны… переставая быть гражданином СССР, я не перестаю быть русским поэтом. Я верю, что я вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге".
Спустя несколько лет борьба с тунеядством приобрела скорее формальный характер. В конце 1970-х – начале 1980-х появилось понятие "свободный художник", который всегда имел запись в трудовой книжке о работе в котельной или на стройке. В те времена творческие деятели специально выбирали самую низкую ступень социальной лестницы, чтобы обеспечить себе свободное время и свободу от всевидящей цензуры.
Кампания борьбы с тунеядцами особого результата не дала, хотя уголовная статья просуществовала 30 лет, до принятия в апреле 1991 года закона "О занятости населения", отменившего уголовную ответственность за тунеядство и легализовавшего безработицу.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников