Молодое поколение наверняка помнит ее по роли старушки миссис Хатсон в знаменитом телесериале о Шерлоке Холмсе, но это было уже на излете ее славы.
При советской власти, особенно после войны, Рина Зеленая была одной из самых знаменитых и прославленных актрис страны. С ее славой не могли соперничать ни примы-балерины Большого театра, ни звезды кино. А материком ее успеха стало обычное советское радио, "передача о маленьких для больших", где чудесно ломая свой голос, Рина Зеленая голосами забавных детишек рассказывала всякие смешные истории из жизни детей.
Екатерина Зеленая была родом из большой дворянской семьи, ее дедушка был членом московской городской Думы, она собиралась стать великой драматической артисткой, но после революции семья бежала в Одессу, где уже на первой афише мюзикхолла, ее имя не влезло в программу. Получилось - Рина Зеленая.
И она покорилась судьбе, стала самой маленькой актрисой огромного государства.
Ее уникальный талант эксцентрики голоса родился в короткий период НЭПа. В передышке между большими скачками пятилеток, в атмосфере наркотического оживления буржуа, страх которого тогда отвлекали лососиной на вертеле и актерами на эстраде хотя бы пикантного московского ресторанчика "Нерыдай", где в Красном зале /бывшем - Белом/ молоденькая Рина подавалась на гарнир к балычку, теше или судаку в тесте /бывший судак-орли/.
Эта стихия угара породила целый феномен культурной карикатуры, особый одесско-московский эстетический жаргон, из которого родились и Леонид Утесов, и ранний Райкин, и Илья Ильф с Евгением Петровым, и Борис Ефимов, словом вся будущая советская идеологическая эстрада.
Ее задача - смягчить политический террор, снизить патетику совстроительства до уровня эпиграммы, затушевать обязательный энтузиазм.
Рина Зеленая была самым ярким примером такого снижения - актриса-шаржа, единственная кто стала баловаться в грозном советском радиоэфире.
Коверкая голос, сорванец радио - Рина Зеленая сумела прожить завидную жизнь, она взяла все блага советской власти, славу и достаток, заграницу и дачу, стала Народной артисткой РСФСР /1970/. Она снималась в кино вместе с Черкасовым и Любовью Орловой, ее лестные портреты писали академики живописи, она была единственной женщиной, которая могла обыграть в бильярд Маяковского, ее обожал Горький, а Сталин "носил на руках", ее даже доставили в 1938 году самолетом на Северный полюс, чтобы она посмешила героев-полярников на дрейфующей льдине. Актеров было тринадцать, элита тогдашнего времени: певец Павел Чекин, арфистка Вера Дулова, акробаты Михаил Птицин и Раиса Калачева... кто сегодня помнит эти имена? Одна Рина Зеленая долетела до начала XXI века в самолете славы.
Черту сорванцу подвела эра ТВ.
Одно дело слышать по радио голос ребенка, другое дело видеть седую даму с голосом мальчика. Но Рина Зеленая сумела то, что не удалось даже Чаплину, который не смог приспособить своего бродягу Чарли к эпохе звукового кино - Рина сделала карикатурную старушку лакомством экрана, вспомним хотя бы ее в роли черепахи Тортиллы в "Приключениях Буратино" или в образе тетушки Ганимед из киносказки "Три толстяка", а уж роль миссис Хатсон признали лучшей даже чопорные англичане. И еще. Кроме лицедейства у Рины Зеленой был яркий дар беллетриста.
Так вот, заканчивая книгу воспоминаний "Разрозненные страницы" она написала "сейчас модно говорить правду - но уж, от меня, читатель, ты этого не дождешься. Я так привыкла привирать, что уж сама не разберу, что к чему".
В толстой книге Рина описала сотни событий, но ни разу не написала о том что же она думает про то, что видит. Она не назвала даже имя своей любимой матери. Словом, мы ни разу не услышали ее настоящего голоса.