Рейтинг@Mail.ru
К 125-летию со дня рождения Александра Ханжонкова - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

К 125-летию со дня рождения Александра Ханжонкова

Читать ria.ru в
Кинодеятель, предприниматель, организатор и руководитель первого крупного российского кинопредприятия - Александр Ханжонков родился на Дону, в семье отставного казачьего офицера, обедневшего помещика. В 1896 году окончил юнкерское училище, после чего был принят в один из лучших казачьих полков в Москве. В возрасте 20 лет произведен в офицеры. Участвовал в русско-японской войне. В результате сильного переохлаждения заболел полиартритом и в 1906 году вышел в отставку.

Увлечение Ханжонкова киноискусством началось еще с 1896 года, когда его сводный брат приобрел в Париже кинопроекционный аппарат с коллекцией фильмов. На пять тысяч рублей - выходное пособие, полагавшееся после военной службы, - Ханжонков поехал во Францию и купил набор кинолент. Его выбор оказался безошибочным: сумел выгодно продать их, не доезжая до Москвы, еще в Варшаве.

В 1906 году в Москве Ханжонков открыл первую российскую контору по прокату фильмов.

Среднего роста, светловолосый, с голубыми задумчивыми глазами, корректный, мягкий, остроумный, надежный, душевный, ироничный - таким запомнили Ханжонкова современники. Никто никогда не называл его торгашом, диктатором, хищником. Манеры у него были обволакивающе-приятные, даже несколько кошачьи. Своими вкрадчивыми интонациями и глубоким баритоном он мог обаять кого угодно и мигом находил общий язык с любыми людьми - от царя до последнего пьяницы.

Занимаясь кинопрокатом, Ханжонков в 1907 году основал фирму "Ханжонков и К", которая стала заниматься производством первых русских картин. Сначала это были документальные ленты, выезды императорской семьи, военные парады; затем художественные фильмы, которые представляли собой движущиеся иллюстрации к известным литературным произведениям. Ханжонков приглашал к сотрудничеству выдающихся деятелей искусства: для него писал сценарии сам Лев Толстой. В его картинах снимались звезды - Иван Мозжухин, Вера Холодная, Михаил Чехов, Александр Вертинский и даже прославленный оперный бас Федор Шаляпин. Публика с восторгом принимала мастерски снятые картины: "Боярин Орша", "Ванька-ключник", "Мазепа".

В 1910 году на кинофабрике Ханжонкова начали снимать и научно-популярные фильмы. Был среди них и фильм о первом кругосветном путешествии через Великий северный путь с зимовкой в полярных льдах. Для работы над такими фильмами на киностудии был создан специальный научный отдел.

В 1911 году на студии Ханжонкова был снят фильм "Оборона Севастополя", рассказывающий о событиях Крымской войны 1853-1856 годов. Бюджет фильма был беспрецедентно велик: сорок тысяч рублей! Съемки с огромным количеством боевой техники мог разрешить только император. Николай II благосклонно выслушал режиссера фильма Василия Гончарова, замечательно умевшего уговаривать, и бесплатно предоставил в его распоряжение гигантскую массовку - российские регулярные войска.

Фильм стал настоящей сенсацией: игровые эпизоды чередовались в нем с документальными фотокадрами военных действий, а актеры появлялись на экране вместе с оставшимися в живых ветеранами войны. Кроме того, это был первый полнометражный фильм, снятый в России. Он длился 1 час 40 минут. Картина была показана императорскому дому и произвела такое большое впечатление, что Николай немедленно обложил кино налогом.

На студии Ханжонкова был снят и первый фильм совместного производства. Это была российско-итальянская картина "Кабирия", по сценарию популярного тогда итальянского поэта Габриэля д`Аннунцио. Фильм получил признание не только в России, но и в Европе.

В 1911 году "Торговый дом А. Ханжонкова" был преобразован в "Акционерное общество А. Ханжонкова". Ханжонков расширяет материально-техническую базу, превращает свое АО в одно из самых совершенных в мировом кинопроизводстве, его фирма становится единоличным лидером в России по производству картин и их качеству.

В 1912 году Ханжонков создал объединение кинопроизводителей, которое стало прообразом нынешнего Союза кинематографистов России, и начал издание популярных журналов, в которых печатались киносценарии.

В ноябре 1913 года Ханжонков открыл первый в Москве "электротеатр", потеснив зарубежных конкурентов. На открытии была показана 2-часовая программа из картин, снятых фирмой Ханжонкова в 1908-13. Его кинотеатр "Пегас" был рассчитан на полторы тысячи мест и должен был стать самым большим в Европе, но из-за разногласий с землевладельцем Ханжонков вынужден был построить только половину здания с непропорционально длинным зрительным залом. Но даже в таком виде кинотеатр Ханжонкова стал самым большим в России.

В 1917 году Ханжонков поехал в Ялту приводить в порядок здоровье и открыл там ялтинский филиал своей студии: были построены павильон, костюмерный цех и цех обработки пленки. С этого павильона начиналась Ялтинская киностудия.

После революции Ханжонков был вынужден покинуть Россию. Он эмигрировал в Австрию, где начал финансировать исследования по созданию звукового кино, но через несколько лет по личному приглашению наркома просвещения Луначарского вернулся на родину и принял участие в создании советского кинематографа.

К сожалению, мечта кинодеятеля о постройке в Крыму на черноморском побережье русского Голливуда, гигантского кинокомплекса, не осуществилась. Ханжонков работал консультантом Госкино, заведующим производством "Пролеткино", но по болезни был вынужден уйти на пенсию. В 1937 году вышла его книга "Первые годы русской кинематографии". Вскоре Ханжонков вообще оказался не у дел. После его смерти 26 сентября 1945 года о нем постарались забыть. Созданный им кинотеатр "Пегас" был переименован в кинотеатр "Москва", а картины Ханжонкова названы "упадническими" и "буржуазными".

Только в годы перестройки о выдающемся кинодеятеле вспомнили вновь. В 1991 году в бывшем кинотеатре "Москва" был открыт Киновидеоцентр национальных кинематографий Союза кинематографистов /"Дом Ханжонкова"/. Бывший в советское время рядовым кинотеатром, этот зал превратился в крупный культурный центр Москвы.

Сейчас "Дом Ханжонкова" - уникальный фестивальный центр. В нем проводится множество различных фестивалей /"Кино и женщина", "Музыка в кино", "Ханжонковский фестиваль киноминиатюры" и др./, ретроспектив, которые охватывают разные грани российского и зарубежного кинематографа. Центр продолжает просветительские традиции Ханжонкова, в свое время именно он вкладывал немалые деньги в развитие национальных кинематографий в Российской империи.

Александр Ханжонков в истории российского и советского кинематографа остался первым человеком, который создавал отечественную киноиндустрию. Не будь его, возможно, Россия не смогла бы стать одной из ведущих кинодержав, которой она была и остается, несмотря ни на какие временные трудности.

/По материалам Редакции информационно-справочного обеспечения РИА "Новости", 8 августа 2002 года/

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала