"Хаббл" сфотографировал "большого брата" Млечного Пути - РИА Новости, 23.07.2018

"Хаббл" сфотографировал "большого брата" Млечного Пути

© ESA/Hubble & NASA // Judy SchmidtГалактика NGC 6744 в созвездии Павлина
Галактика NGC 6744 в созвездии Павлина

МОСКВА, 23 июл — РИА Новости. Орбитальная обсерватория "Хаббл" получила фотографии галактики NGC 6744 в созвездии Павлина, своеобразной увеличенной копии Млечного Пути, где недавно взорвалась редкая сверхновая. Ее снимки были опубликованы на сайте телескопа.

Реконструкция взрыва сверхновой SN1987A
Астрономы получили первую трехмерную фотографию "савана" сверхновой
Сверхновые звезды вспыхивают в результате гравитационного коллапса массивных звезд, когда тяжелое ядро звезды сжимается и создает волну разряжения, выбрасывающую легкое вещество внешних слоев светила в открытый космос. В результате этого образуется светящаяся газовая туманность, которая продолжает расширяться некоторое время после взрыва.

Сверхновые первого типа образуются в результате взрыва двойной системы из белого карлика и массивной звезды, а более распространенные вспышки второго типа — в результате взрыва звезд-гигантов.

Промежуточное положение между ними занимают так называемые сверхновые типа Ib и Ic. Они похожи по свойствам и внешнему виду на сверхновые первого типа, однако они возникают в результате взрыва ядра престарелых звезд, сбросивших все внешние оболочки. Подобные космические катаклизмы считаются еще более редкими, чем взрывы белых карликов.

Схема рождения гамма-вспышки
Астрономы впервые увидели сверхновую в первые мгновения ее жизни

Одна из первых вспышек такого рода была обнаружена в галактике NGC 6744 в 2005 году. Эта галактика очень похожа на Млечный Путь, за исключением того, что она почти в два раза больше по размерам и содержит в себе заметно больше звезд.

Открытие редкой сверхновой внутри нее подтвердило популярную в то время теорию о том, что подобные сверхновые возникают только в спиральных галактиках, где происходят частые вспышки звездообразования, и никогда не случаются внутри их эллиптических "кузин".