"Хаббл" назвал победителя в "реслинге" между спутниками Млечного Пути - РИА Новости, 23.03.2018

"Хаббл" назвал победителя в "реслинге" между спутниками Млечного Пути

© David L. Nidever et al., NRAO/AUI/NSF and A. Mellinger, LAB Survey, Parkes Observatory, Westerbork Observatory, and Arecibo Observatory"Улыбка" космического смайла - Магелланов поток, его левый "глаз" - Ведущий рукав
Улыбка космического смайла - Магелланов поток, его левый глаз - Ведущий рукав

МОСКВА, 23 мар – РИА Новости. Продолжительные наблюдения за Большим и Малым Магеллановыми облаками — спутниками Млечного Пути — помогли астрономам понять, что в последнем столкновении между ними победила более крупная галактика, сообщает сайт телескопа "Хаббл".

Наша галактика оказалась похожа по своей форме не на плоский блин, а на гармошку
Ученые: Млечный Путь оказался не плоским блином, а сжатой "гармошкой"
"Мы обнаружили, что прародителем Переднего Рукава — потока газа, который сейчас поглощается Млечным Путем, — является Малое Магелланово облако. Это, в свою очередь, говорит о том, что Большое облако побеждает в гравитационной борьбе со своим младшим собратом и выдирает огромные клубы материи из его пределов", — рассказывает Эндрю Фокс (Andrew Fox) из Института космического телескопа в Балтиморе (США).

Млечный Путь окружает целая свита из нескольких десятков карликовых галактик. Наиболее заметными и крупными из них считаются так называемые Большое и Малое Магеллановы облака – две сравнительно небольшие звездные семьи, чей диаметр составляет примерно 13-14 тысяч световых лет.

Эти галактики уже давно привлекают внимание астрономов своей неправильной формой, свидетельствующей об их столкновениях в прошлом, а также манерой вращения вокруг Млечного Пути, непохожей на то, как движутся остальные его спутники.

Фокс и его коллеги пытались раскрыть тайну происхождения одного из следов подобных космических происшествий – так называемого Переднего рукава, плотной ленты из газа и пыли, которая тянется от Малого и Большого облаков в сторону Млечного Пути. Как считают ученые, она возникла в результате последнего столкновения этих галактик, однако кто именно проиграл в "космическом реслинге", оставалось предметом споров.

Загадку смог разрешить "Хаббл", при помощи которого астрономам удалось точно измерить изотопный и химический состав Переднего рукава и сравнить его с составом обеих галактик, а также другой ленты газа, соединяющей Млечный Путь и его спутники, — так называемого Магелланова потока.

Галактика Млечный путь разорвала галактику-спутник на четыре хвоста. Представление художника
Астрономы нашли "чужие" звезды на окраинах Млечного Пути

Доли изотопов кислорода, серы и других элементов ясно указали, что прародителем этого скопления материи была младшая галактика, проигравшая в столкновении со старшей несколько сотен миллионов лет назад.

Открытие прародителя Переднего рукава, как отмечает Фокс, позволит астрономам решить одну из самых важных и интересных загадок эволюции галактик – как взаимодействия между ними влияют на их химический состав и формирование новых звезд. Это важно и для понимания дальнейшей судьбы Млечного Пути, и для оценки шансов найти разумную или неразумную внеземную жизнь.