Мумия помогла ученым раскрыть один из секретов возникновения оспы - РИА Новости, 09.12.2016

Мумия помогла ученым раскрыть один из секретов возникновения оспы

© Фото : Kiril Cachovski of the Lithuanian Mummy Project, 2015Мумия ребенка, рассказавшая ученым об истории рождения ветрянки
Мумия ребенка, рассказавшая ученым об истории рождения ветрянки
Мумия ребенка, найденная в одном из храмов Литвы, помогла ученым выяснить, что вирус оспы, уносивший жизни миллионов людей, появился на Земле относительно недавно.

МОСКВА, 9 дек – РИА Новости. Мумия ребенка, найденная в одном из храмов Литвы, помогла ученым выяснить, что вирус оспы, уносивший жизни миллионов людей, появился на Земле относительно недавно, говорится в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

"Существуют древнеегипетские мумии со шрамами и следами, похожими на рябины от оспы, которые считались признаком того, что оспа существовала уже 3-4 тысячи лет назад. Наше открытие ставит под сомнение подобные предположения, и оно говорит о том, что мы абсолютно ошибались в том, какую роль мы приписывали оспе в истории человечества", — заявила Ана Дугган (Ana Duggan) из университета Макмастера (Канада).

Как рассказывает Дугган, среди генетиков и археологов сегодня идет своеобразная "война" насчет того, когда и как зародилась оспа – "чума" 18 и 19 века, уничтожавшая каждый год примерно 400 тысяч европейцев и убивавшая каждого десятого или даже девятого ребенка в большинстве стран Северной Европы и имперской России.

Археологи, опираясь на возможные следы оспы на мумии фараона Рамзеса V и ряда других древнеегипетских, древнекитайских и индийских правителей, считают, что оспа появилась давно, еще до зарождения современной цивилизации, и что она выкашивала огромные массы людей в странах Востока  на протяжении многих тысяч лет.

Мумия 18 века, в которой ученые нашли следы рака прямой кишки
Мумия развенчала миф о связи между техническим прогрессом и раком

Эта точка зрения недавно начала оспариваться генетиками, так как сравнительный анализ различных подвидов ее возбудителя, вируса Variola major, показывает, что оспа начала заражать людей только на исходе Средних веков и в начале Нового времени, примерно в 15-16 веках нашей эры. Соответственно, все древние следы "оспы" на самом деле были оставлены другими болезнями.

Дугган и ее коллеги под руководством известного генетика-"некроманта" Хенрика Пойнара (Henrik Poinar) подтвердили эту точку зрения, изучив мумию ребенка, найденную в подземельях костела Святого Духа в Вильнюсе относительно недавно. Этот двух- или четырехлетний ребенок, как показало вскрытие мумии, погиб от оспы примерно в 1655 году, во время русско-польской войны 1654-1667 годов и занятия Вильно войсками Московского царства.

Открытие очередной жертвы оспы заставило ученых взять пробы ДНК из тела этого ребенка и попытаться найти в них следы вируса. На этот раз их ожидал успех – авторы статьи нашли более миллиона обрывков РНК Variola major, что позволило им реконструировать полный геном средневековой оспы и сравнить ее с теми вирусами, которые появились уже в наше время.

Татуировки на теле древнеегипетской жрицы богини ХаторТатуировки на теле древнеегипетской жрицы богини Хатор
Загадочная татуировка на египетской мумии поставила ученых в тупик

Сравнив число мелких мутаций длиной в одну "букву"-нуклеотид в генетическом коде средневековой и современной оспы, ученые пришли к выводу, что они являются родичами и что их прямой предок заражал людей в Европе в промежутке между 1588 и 1645 годами, в эпоху великих потрясений и перехода от Средневековья к Новому времени.

Как подчеркивают ученые, подобная история рождения современного вируса оспы не говорит о том, когда именно этот вирус начал заражать людей и какие животные были его источником. Для ответа на этот вопрос нужны другие древние образцы Variola major, которые сейчас Пойнар и его коллеги активно ищут. Их обнаружение поможет окончательно дать ответ на вопрос, поражала ли оспа древних египтян, китайцев и другие великие цивилизации античности.