Российские физики совершили прорыв в работе над термоядерным реактором - РИА Новости, 03.03.2020

Российские физики совершили прорыв в работе над термоядерным реактором

© Фото : ITERПроцесс сборки термоядерного реактора. Архивное фото
Процесс сборки термоядерного реактора. Архивное фото
Ученым Института ядерной физики удалось добиться устойчивого нагрева плазмы до температуры в 10 миллионов градусов по Цельсию на установке перспективного проекта, альтернативного международному термоядерному экспериментальному реактору.

НОВОСИБИРСК, 9 авг – РИА Новости. Ученые Института ядерной физики (ИЯФ) добились устойчивого нагрева плазмы до температуры в десять миллионов градусов по Цельсию, сообщил журналистам замдиректора института по научной работе Александр Иванов.

Лабораторные исследованияРеактор в учебном центре АЭС Пакш
В МИФИ исследуют стойкость ванадиевых сплавов к распуханию

"Мы подтвердили результаты последних лет по нагреву плазмы до температуры масштабов десяти миллионов градусов, это очень важный момент для перспектив нашей работы. Сейчас очень серьезно мы начали рассматривать варианты создания термоядерной системы на основе открытой ловушки", — сказал он.

Иванов отметил, что специалисты института работают над проектом термоядерного реактора на основе открытой ловушки, который может быть создан в ближайшие 20 лет и должен стать альтернативой международного термоядерного экспериментального реактора (ИТЭР). Ученые предполагают, что в последующих экспериментах температура плазмы существенно вырастет, при этом минимальный показатель, требуемый для создания термоядерного реактора, уже превышен.

"Сейчас произошли очень сильные изменения в отношении к таким системам. У нас в институте мы рассматриваем возможности для создания следующих поколения ловушек, параметры которых будут существенно увеличены. И будем серьезно думать над реактором", — сказал Иванов.

Также ученые разработали перспективный метод генерации плазмы при помощи мощного микроволнового излучения в крупномасштабной магнитной ловушке открытого типа (ГДЛ), что позволило успешно провести эксперименты по улучшению удержания плазмы с "термоядерными" параметрами.

Капсула со смесью трития и дейтерия внутри лазерной установки. Иллюстрация авторов статьи
Физики приблизились к созданию лазерного термоядерного реактора
"Сейчас мы можем получать плазму в более чистых, более контролируемых условиях", — отметил Иванов.

Ранее ИЯФ сообщал о планах разработки альтернативного реактора, который будет более привлекателен в коммерческом отношении по сравнению с ИТЭР. Окончательно оформить технико-экономические основания для проекта с условным названием ГДМЛ (газодинамическая ловушка) институт планирует в рамках программы Института с финансированием Российского научного фонда, которая рассчитана до 2018 года.