Ученые: внеземную разумную жизнь найдут не раньше чем через 1500 лет - РИА Новости, 15.06.2016

Ученые: внеземную разумную жизнь найдут не раньше чем через 1500 лет

Отсутствие сигналов от инопланетян и видимых следов их жизни в окружающем космосе говорит в пользу того, что разумная жизнь обитает как минимум на расстоянии в 1,5 тысячи световых лет от Земли и будет найдена не раньше этого времени.

МОСКВА, 15 июн – РИА Новости. Отсутствие сигналов от инопланетян и видимых следов их жизни в окружающем космосе говорит в пользу того, что разумная жизнь обитает на расстоянии как минимум в полторы тысячи световых лет от Земли и будет найдена не раньше этого времени, заявили астрономы на ежегодной встрече Американского астрономического общества.

"Мы до сих пор не встретились или не узнали об инопланетянах по той причине, что космос огромен. Возможно, что мы никогда от них ничего услышим, но через полторы тысячи лет, скорее всего, такой контакт будет налажен, если они есть. Мы не утверждаем, что мы или обязательно свяжемся с ними, или что отсутствие контакта будет говорить об одиночестве человечества во Вселенной. Мы просто говорим, что до этого мы вряд ли что-либо узнаем о внеземном разуме", — заявил Эван Соломонидес (Evan Solomonides) из Корнеллского университета в Итаке (США).

Куда пропали инопланетяне

Более полувека назад американский астроном Фрэнк Дрейк разработал формулу для вычисления количества цивилизаций в галактике, с которыми возможен контакт, пытаясь оценить шансы на обнаружение внеземного разума и жизни.

Физик Энрико Ферми в ответ на достаточно высокую оценку шансов межпланетного контакта по формуле Дрейка сформулировал тезис, который сейчас известен как парадокс Ферми: если инопланетных цивилизаций так много, то почему человечество не наблюдает никаких их следов?

Этот парадокс ученые пытались решить множеством способов, самым популярным из которых является гипотеза "уникальной Земли", говорящая о том, что для зарождения жизни и появления разумных существ необходимы уникальные условия, по сути повторяющие перипетии эволюции нашей планеты. Стечение миллионов обстоятельств маловероятно, из-за чего мы пока и не увидели инопланетян, считает ее автор Питер Уорд.

Соломонидес и его коллега Йервант Терзиян (Yervant Terzian) предлагают альтернативное объяснение парадоксу Ферми, просчитав то, как много планет за пределами Солнечной системы могли достигнуть сигналы, вырабатываемые человеческой цивилизацией.

Телескоп на фоне звездного неба
Астрономы предлагают искать уничтоженные цивилизации в космосе

Как рассказывают ученые, человечество "вышло" в космос задолго до полета Юрия Гагарина и отправки первых спутников благодаря появлению телевидения и радио, чьи волны транслировались радиовышками мира не только по всей Земле, но и в космос. Потенциально первой такой трансляцией, по словам астрономов, является выступления Адольфа Гитлера на открытии берлинской Олимпиады 1936 года. Если инопланетяне найдут нас, то его голос будет первым, кого они услышат.

Сфера межзвездной связи

Так как электромагнитное излучение распространяется со скоростью света, можно говорить о том, что сигналы с Земли должны были достигнуть планеты в сфере диаметром в 160 световых лет, чей центр находится на нашей планете.

Соломонидес и Терзиян попытались вычислить, как много миров находится в этой сфере и какая доля из них может быть обитаемой. В этих расчетах ученые опирались на так называемый принцип посредственности – антипод гипотезы "уникальной Земли", говорящий о том, что условия на нашей планете вполне заурядны и должны встречаться повсеместно по нашей Галактике.

Как показали эти вычисления, в этой "зоне коммуникации" находится крайне малое число звезд — меньше тысячной доли процента от их общего числа в Галактике (около девяти тысяч звезд), и еще меньше планет – примерно три тысячи аналогов Земли, и совсем немного обитаемых планет. Их число, по мнению авторов статьи, является явно недостаточным для того, чтобы получить сколь-либо точные оценки по числу цивилизаций в Млечном Пути и для объяснения парадокса Ферми.

Радиотелескоп CSIRO в Австралии
Ученые: мы не можем найти инопланетян потому, что они вымерли

Первые реалистичные оценки и возможность связаться с инопланетянами, как считают Соломонидес и Терзиян, появятся у человечества только через полторы тысячи лет, когда эта "сфера коммуникаций" охватит как минимум примерно половину звезд в Галактике. В таком случае человечество или наладит контакт с внеземным разумом, или получит веские основания считать, что его на самом деле нет.

Следует отметить, что прогноз авторов статьи крайне оптимистичен – их расчеты основываются на предположении, что вся жизнь во Вселенной в конечном счете станет разумной, а не исчезнет до приобретения разума в результате вымираний и катастроф. Вполне возможно, что число цивилизаций будет гораздо ниже, а время до контакта с ними — гораздо дольше, чем предполагают Соломонидес и Терзиян.