Ученые: вода на Луне появилась благодаря "бомбардировке" астероидами - РИА Новости, 01.06.2016

Ученые: вода на Луне появилась благодаря "бомбардировке" астероидами

© NASA/GSFCНоворожденная Луна
Новорожденная Луна
Открытые недавно запасы воды в полярных кратерах на южном полюсе Луны и в недрах самой планеты, скорее всего, обязаны своим происхождением астероидам, упавшим на поверхность спутницы Земли в давнем прошлом, а не кометам.

МОСКВА, 31 мая – РИА Новости. Открытые недавно запасы воды в полярных кратерах на южном полюсе Луны и в недрах самой планеты, скорее всего, обязаны своим происхождением астероидам, упавшим на поверхность спутницы Земли в давнем прошлом, а не кометам, заявляют планетологи в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

Лигея, море на поверхности Титана, спутника СатурнаРазличные озера на Титане (слева), море Лигея (справа)
"Кассини" попробовал на вкус "воды" крупнейшего моря на Титане
Считается, что Луна образовалась после столкновения Тейи, протопланетного тела, с "зародышем" Земли. Оно привело к выбросу материи Тейи и прото-Земли в космос, из которой и была "слеплена" Луна.

Этот катаклизм считался причиной того, почему недра и поверхность спутника Земли практически лишены воды. Гипотезу поставили под сомнение в феврале 2012 года, когда ученые обнаружили неожиданно высокую концентрацию воды в лунных магматических породах.

Большие споры вызывают два ключевых вопроса — откуда взялась эта вода и где она прячется. Часть астрономов предполагает, что основным источником воды выступили кометы, тогда как другие приписывают эту роль астероидам. Причем в пользу той и другой теории есть свои наборы доказательств.

Сара Рассел (Sara Russell) из Музея естествознания Лондона (Великобритания) и ее коллеги нашли новые аргументы в астероидной версии. Как признают ученые, эта идея не нова – такие мысли высказывались еще четыре года назад, когда воду нашли в образцах "метеоритных" пород с "Аполлонов". Однако она встретилась с ожесточенным сопротивлением представителями других "школ" появления воды на Луне.

Группа геологов под руководством Рассел проверила, какая из этих теорий будет справедливой, измерив концентрацию дейтерия, тяжелого изотопа водорода, в породах Луны, доставленных на Землю экспедициями программы "Аполлон".

Топографическая карта кратера Шаклтон на южном полюсе Луны, где зонд LRO так и не обнаружил значительных запасов воды
Южный полюс Луны оказался неожиданно "сухим" и безводным - ученые

Как объясняют ученые, доля дейтерия в породах Земли, Луны, других планет, астероидов и комет — это своеобразное "свидетельством о рождении". Чем меньше дейтерия содержится в том или ином небесном теле, тем ближе к Солнцу оно родилось. Таким образом, материя астероидов должна содержать в себе крайне мало дейтерия, а комет – заметно больше.

Руководствуясь этой идеей, авторы статьи измерили долю дейтерия в лунных породах, и сравнили ее с недавно вычисленным соотношением "легкого" и "тяжелого" водорода в первичной материи Солнечной системы. Это позволило им определить, какая доля воды на Луне могла быть принесена кометами, а какая – астероидами.

Так художник представил себе протопланетный диск и линию снега у звезды TW ГидрыИсландский вулкан, выбрасывающий одни из самых древних пород на ЗемлеПротопланетный газопылевой диск вокруг звезды
Ученые раскрыли тайну происхождения воды на Земле

Крайне низкая доля дейтерия в лунных породах показывает, что почти вся вода попала на Луну вместе с астероидами-хондритами в момент ее рождения, примерно 4,5-4,3 миллиарда лет назад. По расчетам авторов статьи, на их долю приходится как минимум 80% запасов лунной воды, а на долю комет – максимум 20%.

Почему вода не испарилась в космос в то время, когда Луна была расплавленным шаром из магмы? Как объясняют ученые, поверхность будущей спутницы нашей планеты была покрыта своеобразной коркой, которая не позволяла воде и другим летучим веществам быстро улетучиваться в космос. По мнению Рассел и ее коллег, нечто подобное могло происходить и при формировании других планет, в том числе Земли и Марса.