Астрономы нашли самую тусклую галактику времен рождения Вселенной - РИА Новости, 19.05.2016

Астрономы нашли самую тусклую галактику времен рождения Вселенной

© Bradac/Hst/W. M. Keck ObservatoryСкопление галактик MACS2129 и три "копии" одной из древнейших галактик Вселенной
Скопление галактик  MACS2129 и три копии одной из древнейших галактик Вселенной
Мощная космическая "гравитационная линза" помогла ученым увидеть одну из самых тусклых галактик, существовавших на заре юности Вселенной, примерно через 400 миллионов лет после Большого Взрыва.

МОСКВА, 19 мая – РИА Новости. Мощная космическая "гравитационная линза" помогла ученым увидеть одну из самых тусклых галактик,  существовавших на заре юности Вселенной, примерно через 400 миллионов лет после Большого Взрыва, говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal Letters.

"Если бы свет от этой галактики не был бы усилен поочередно в 11, 5 и два раза, мы бы никогда не смогли бы ее увидеть. Мы ее видим в том состоянии, в котором она находилась в самом конце эпохи реионизации, в ходе которой большая часть межгалактического газа была ионизирована и стала прозрачной. Ее открытие говорит нам о том, что гравитационные линзы будут важным инструментом в разрешении загадки того, как эти тусклые галактики ионизировали Вселенную", — заявил Куан-Хань Хуан (Kuang-Han Huang) из университета Калифорнии в Дэвисе (США).

Эта безымянная галактика, пока не получившая собственного имени, была открыта Хуаном и его коллегами, изучавшими фотографии недавно открытых "гравитационных линз". Они представляют собой искривления пространства-времени, возникающих в космосе под действием притяжения крупных объектов, таких как скопления галактик.

Внимание ученых привлекла "линза", созданная скоплением галактик MACS2129 в созвездии Водолея, которое удалено от нас на 5,6 миллиарда световых лет. Неподалеку от этого скопления, как рассказывают исследователи, им удалось заметить три небольших и очень тусклых галактики, почти не отличавшихся друг от друга по структуре и форме.

Так художник представил себе невозможно тяжелую черную дыру, существовавшую на заре ВселеннойСверхмассивная черная дыра в центре галактики в представлении художникаЧерная дыра в центре Галактики глазами художника
Астрономы нашли черную дыру, "съевшую" почти всю галактику

Когда Хуан и его коллеги пригляделись к ним, они обнаружили, что эта "тройка" представляет собой одну галактику, чье изображение было "размножено" и увеличено гравитационной линзой, порожденной гравитационными взаимодействиями внутри скопления MACS2129. Используя снимки, полученные "Хабблом", "Спитцером" и телескопами из Обсерватории Кека на Гавайских островах, астрономы оценили массу галактики, подсчитали количество звезд в ней и определили ее возраст и расстояние до нее.

Как оказалось, найденная ими безымянная галактика была невероятно древней – мы ее видим примерно в том состоянии, в котором она находилась 13 миллиардов лет назад, в то время, когда появлялись первые скопления звезд.

Новорожденные скопления галактик и их зародыши, открытые телескопами Планк и ГершельНоворожденные скопления галактик и их зародыши, открытые телескопами Планк и Гершель
Астрономы: скопления галактик рождались в ходе мини-"Больших взрывов"

По словам ученых, она оказалась очень маленькой по своим размерам – ее масса больше солнечной всего в 15 миллионов раз, а яркость на несколько порядков меньше, чем у других древних галактик. Для сравнения, Большое Магелланово Облако, карликовая галактика-спутник Млечного Пути, весит в 666 раз больше, чем данная галактика-"первенец Вселенной".

Необычное соотношение ее яркости в ультрафиолетовом диапазоне излучения и ее массы, по словам Хуана, говорит о том, что данная "семья звезд" появилась в ходе так называемой эпохи реионизации, когда Вселенная постепенно становилась прозрачной благодаря тому, что свет первых ее звезд разрушал молекулы нейтрального водорода и превращал их в ионы.

Изучение этой галактики, как надеются ученые, поможет нам понять, как происходил этот процесс, о котором мы сегодня почти ничего не знаем, и поможет понять, как небольшой группе тусклых галактик, подобных находке Хуана и его коллег, удалось заставить Вселенную "просветлиться".