slide

Астрономы: черная дыра "выдувает" ветра с почти световой скоростью

Квазарный ветер вокруг черной дыры
Необычная сверхмассивная черная дыра в одной из галактик в созвездии Кита порождает своеобразные космические ветра, которые движутся вокруг нее со скоростью в 200 миллионов километров в час, что всего в пять раз меньше скорости света.

МОСКВА, 21 мар – РИА Новости. Астрономы обнаружили необычную сверхмассивную черную дыру J0230 в созвездии Кита, вокруг которой гуляют "ураганы" из газа и пыли, чья скорость всего в пять раз меньше скорости света, говорится в статье, опубликованной в журнале MNRAS.

Сверхмассивные черные дыры существуют в центре практически любой галактики. В отличие от черных дыр, возникающих при коллапсе звезд, их масса в несколько миллионов раз больше солнечной. Они периодически поглощают звезды, другие небесные тела и газ, и выбрасывают часть захваченной материи в виде джетов — пучков разогретой плазмы, движущихся с околосветовой скоростью.

Как рассказывает Джесс Роджерсон (Jess Rogerson) из университета Йорка в Торонто (Канада), джеты не являются единственным способом, при помощи которого материя спасается из гравитационных объятий черной дыры – существуют еще и так называемые "квазарные ветры", считающиеся сегодня основным источником и распространителем пыли в галактиках.

Эти ветра зарождаются благодаря диску аккреции – "бублику" из материи, который окружает черную дыру и который постепенно ей поглощается. Движение этого диска и какие-то пока неизвестные нам механизмы, как показывают наблюдения за квазарами в ультрафиолетовом диапазоне, заставляют частички пыли и молекулы газа разгоняться до сверхвысоких скоростей, двигаться по спирали вокруг черной дыры и затем  вылетать в открытый космос.

Композитная фотография галактики NGC 5813 в оптическом и рентгеновском диапазонах
Астрофизики увидели, как сверхмассивная черная дыра "пускает пузыри"

Число черных дыр, порождающих подобный ветер, весьма невелико и на сегодня ученым известно всего четыре подобных квазара, в существовании которых большинство астрофизиков не сомневается. Роджерсон и его коллеги добавили к их числу еще один объект, черную дыру J0230, которая обладает еще более удивительными и малообъяснимыми свойствами, наблюдая за этим объектом при помощи телескопа "Джимини" на горе Мауна-Кеа на Гавайских островах.

Сравнив спектры излучения черной дыры в разные периоды времени, авторы статьи с удивлением обнаружили, что она окружена мощными сверхбыстрыми квазарными ветрами, чья скорость, судя по синему смещению излучения, превышает фантастические 60 тысяч километров в секунду, что составляет примерно 20% от скорости света, или 200 миллионов километров в час.

Так художник представил себе пробужденную черную дыру и ее джеты
Астрономы: черные дыры "просыпаются" только при слиянии галактик

Продолжив наблюдения,  ученые нашли  еще один набор ветров, вращающихся вокруг J0230 – их скорость чуть ниже, и она составляет примерно 40 тысяч километров в секунду (140 миллионов километров в час). Пока ученые не знают, чем были порождены эти космические "ураганы", однако они надеются, что дальнейшие наблюдения помогут им раскрыть их природу.

"Квазарные ветра играют важную роль в формировании галактик. Когда галактика рождается, эти ветра разбрасывают пыль и другую материю по межгалактической среде и тем самым замедляют формирование звезд. Если бы они не существовали, то тогда бы мы видели гораздо больше звезд в крупных галактиках, чем их есть на самом деле", — заключает Роджерсон.

• Вот люди, что то ищут, открывают, ошибаются и снова ищут. А наш удел на ворумах писять. По делу, даже критики не заслуживает предположение. Почему ветра, с какого перепугу ? Его кольцевое образование, при такой скорости плотность будет существенной, скорее всего даже выше плотности Юпитера.
    21.03.2016
  • Все таки прав был Энтштейн, если даже сверхмассивные черные дыры не могут осуществить выброс джетов со скоростью больше скорости света, то значит практически никакой разумной цивилизиации это не под силу.
    21.03.2016
  • Экономику России напоминает))))
  • vital003, не по теме
    21.03.2016
  • Так вот откуда берется ветер....
    21.03.2016
  • Виктор Селютин, так про экономику только тут и можно высказать что либо)))
    21.03.2016
  • vital003, в смысле, что поглощает качественный материал, а выдает пыль и газ? Пыль нам, газ им! )
    21.03.2016
  • А я-то думал, что черные дыры - это производители как бы стволовых клеток, но для космоса!
    21.03.2016
  • Дмитрий Гулевич, вот видите.. и вы смысл в чёрных дырах увидели))))
    21.03.2016
  • vital003, так точно! Есть заметки, на которые хочется оставить коммент, а нельзя чисто физически из-за отсутствия окошечка "КОММЕНТИРОВАТЬ"!
  • Дмитрий Гулевич, в основном про деятельность наших солнцеликих
  • главное слово почти
  • главное слово почти
    22.03.2016
  • Лучше бы Луну в таком качестве фотографировали, с ней больше общего и загадочного. А об объектах с такой громадной отдалённостью можно писать всё, что угодно!!!
    22.03.2016
  • Сомнения у них слишком быстро исчезают - видимо бумажки хотят получить.
    22.03.2016