slide

Ученые раскрыли тайну рождения спутников Плутона

Ученые получили цветное высококачественное изображение Плутона. Архивное фото
Новые данные с зонда New Horizons помогли ученым выяснить, что малые луны Плутона - Стикс, Нюкта, Гидра и Цербер - появились в результате столкновения прародителей Плутона и его спутника Харона.

МОСКВА, 18 мар – РИА Новости. Малые спутники Плутона – Стикс, Нюкта, Гидра и Цербер – возникли после столкновения прародителей Плутона и Харона, сформировавшись из осколков, выброшенных в космическое пространство после этого космического катаклизма, сообщает НАСА.

До недавнего времени астрономы считали Харон единственным спутником Плутона. В 2005 году благодаря телескопу "Хаббл" и внимательности Хэла Уивера и Алана Штерна, изучавших окрестности Плутона в рамках подготовки к полету зонда New Horizons, были открыты первые два малых спутника – Нюкта и Гидра. Две других луны, Цербер и Стикс, были найдены Шоуальтером в 2011 и 2012 годах.

Все эти луны обладают крайне небольшими размерами, и изучение их свойств, истории их формирования и их облика было невозможным до того, как 14 июля 2015 года зонд New Horizons не пролетел через систему Плутона, получив первые снимки и данные по природе плутоновской "четверки" и Харона.

Спутники Плутона и Харона в представлении художника
Луны Плутона оказались непослушными подростками, заявляют ученые
Хэл Уивер из университета Джона Гопкинса в Балтиморе (США) и его коллеги представили первые результаты анализа этих данных, которые были опубликованы в журнале Science

Пролет New Horizons, как рассказывают планетологи, помог им впервые точно оценить размеры каждого из четырех малых спутников Плутона, определить их химический состав и вычислить скорость вращения вокруг своей оси.

Как показали эти замеры, вся свита Плутона состоит по большей части из водяного льда, что можно заметить по тому, как сильно они отражают солнечный свет. Это достаточно необычный показатель для объектов из пояса Койпера, свидетельствующий о том, что вся четверка спутников не могла родиться как самостоятельные объекты вне системы Плутона.

В пользу этого говорит и то, что Гидра и Никта, а вероятно и Цербер и Стикс, судя по большому количеству кратеров на их поверхности, сформировались в первые эпохи жизни Солнечной системы, примерно 4 миллиарда лет назад.

«Полумесяц» Плутона
Ученые: New Horizons раскрыл загадочные свойства атмосферы Плутона
Необычно высокая скорость их вращения вокруг собственной оси, как рассказывает Уивер, и вытянутая овальная форма раскрывают загадку их рождения – подобную скорость и форму, по словам ученого, спутники Плутона могли получить, если они были рождены во время столкновения прародителей Харона и Плутона.

В ходе этого космического катаклизма в космос было выброшено множество осколков льда и фрагментов других пород и веществ, большая часть которых осела на будущих Плутоне и Хароне, а небольшая часть осталась на орбите. Со временем они объединились в четыре современных спутника Плутона, которые, как пишут ученые в другой статье, расчистили окрестности карликовой планеты от мусора, оставшегося от столкновения.

На текущий момент New Horizons передал примерно половину данных, собранных его инструментами в ходе сближения с Плутоном. Как надеются ученые, во время рандеву с "царем подземного мира" зонд успел собрать и другие интересные сведения о его спутниках, которые помогут нам раскрыть тайны их рождения.

• Вовка Кабаев, миссия на Плутон полетела на наших РД-180. Так что как раз на жигулях она и доехала ;-)
  • Андрей Немцев, не знаю, в окрестностях Плутона не был
    Ученые не могут объяснить как появилась Луна у Земли, но с легкостью и умным видом объясняют про луны Плутона. Это проще - поди проверь!
    18.03.2016
  • Экие выдумщики - Нюкта ))) Ума не приложу, как можно так название Nix транслитерировать...
    18.03.2016
  • Вполне предсказуемое объяснение. Да и астероидов там немерено в их районе
  • Андрей Немцев, не знаю, в окрестностях Плутона не был
    18.03.2016
  • как увидел в детстве, в энциклопедии расплывчатое изображение плутона, .... очень хотелось увидеть его подробно.. спасибо американским инженерам!! :() НАСА -форева!!
    18.03.2016
  • Лучше учёные раскрыли другую тайну, почему Россия, обладая самыми богатыми природными ресурсами на планете, всю свою историю живёт очень бедно. Ведь по логике уровень жизни в России должен быть самый высоким.
    18.03.2016
  • Александр, Пусть вас это не тревожит. Лучше задумайтесь над тем, почему давным давно, сегодня и всегда в будущем мы читаем и будем читать-"сообщает НАСА", и больше никогда "сообщает Роскосмос". или Жигули в космос не летают?
    18.03.2016
  • А когда РФ уже начнет что-то подобное сообщать и запускать?? Ладно к Плутону, но что нибудь чуть дальше Луны то можем?
    18.03.2016
  • Дмитрий Мешков, а зачем? На мой взгляд, наоборот, стоит сфокусироваться на освоении Луны и отработки технологий на ней. А так - ну заслали камеру на Плутон, наделали красивых сников, придумали бездоказательную гипотезу (ведь без подробного изучения структуры и химсостава спутников по одним фото можно любую фантазию придумать) - и что? ;-)
    18.03.2016
  • Счастливые люди - звезды изучают, а не как некоторые - трупы.
    18.03.2016
  • Большего бреда трудно себе вообразить. Кто то запустил эту дурацкую теорию о том, что планеты образуются из астероидов и космической пыли и все повторяют эту чушь. Все совсем наоборот, астероиды, метеориты и космическая пыль образуются при разрушении планет и спутников. Это же очевидно. А при рождении солнечной системы она была девственно чиста.
    18.03.2016
  • nyevskyy, Россия нищебродная потому что пока ещё не освободилась от рабства религии товарно-денежных отношений посредством мошеннических денежных фантиковв форме социализм, имевшего цель вечно сохранять равенство всех людей в монолитной равной бедности, для этого запрещавшего всем людям денежно и имущественно обогащаться честными методами.
    19.03.2016
  • Александр, я, рядовой российский самодеятельный исследователь с лёгкостью нашёл физический механизм появления у Земли естественного спутника Луны. Это результат глубокого скребущего столкновения Земли и Марса, имевших пересекающиеся вытянутые орбиты. Марс выходил из области внутри орбиты Земли, догоняя Землю сзади. Марс соскрёб с задне-внешней от Солнца поверхности Земли вал вещества и вытолкнул его в космос. Эта масса и стала Луной. А Земля и Марс получили суточные вращения в одинаковом направлении и их орбиты выправились в более близкие к круговым.
    Подобное столкновение выправило орбиты Меркурия и Венеры. Но Меркурий неглубоко скрёб по внутренне-передней поверхности Венеры и не выскреб вещество для спутника Венеры. От такого столкновения Меркурий и Венера получили обратное суточное вращение.
    19.03.2016
  • coroner65, Жорж Леметр придумал сказку о Большом Взрыве, который устроило беспредельной волшебной силы супер существо. А глупые учёные фанатично уверовали в эту бредовую сказку. И напридумали заплатку к этой сказке о конденсации фотонов в газ водород. И т.д.