slide

Генетики впервые вырастили цыпленка с ногами динозавра

Так художник представил себе зародыш люфенгозавра
Биологи вырастили очередного "курицезавра", чьи лапы похожи по своей структуре не на конечности птиц, а на задние лапы динозавров.

МОСКВА, 15 мар – РИА Новости. Команда биологов и генетиков из Чили вырастила зародыш необычного трансгенного цыпленка, чьи ноги по своей анатомии напоминают то, как устроены задние лапы динозавров, говорится в статье, опубликованной в журнале Evolution.

Начиная с 2009 года, когда известный палеонтолог Джек Хорнер объявил о своем намерении "воскресить" динозавров и превратить курицу в "курицезавра", десятки команд генетиков и биологов соревнуются в том, чтобы воссоздать различные детали анатомии древних ящеров – их челюстей, хвоста и других частей тела.  Ни один из этих экспериментов не был доведен до логического конца по этическим причинам.

Жоао Ботельо (Joao Botelho) из университета Чили в Сантьяго и его коллеги представили очередной кусочек этого генетического "паззла", научившись модифицировать работу генов, управляющих ростом ног птиц, таким образом, что они становятся похожими на полноценные конечности динозавров, а не современных пернатых.

Главное отличие между птицами и динозаврами, как объясняют ученые, заключается в том, как устроены их берцовые кости. У динозавров, как и у человека и всех современных млекопитающих, большая и малая берцовые кости обладают примерно одинаковой длиной, тогда как у всех птиц, за исключением пингвинов, малая берцовая кость гораздо короче, чем ее "большая сестра".

Она зачастую сливается с большой костью или превращается в своеобразную "иголку", как в куриных ножках. Команда Ботельо попыталась "повернуть время назад" и вернуть кости ног птиц в исходное состояние, изучив работу генов, управляющих ростом голеней и берцовых костей во время развития зародыша.

Как заметили ученые, изначально обе эти кости в зародыше обладают одинаковой длиной, однако по мере его развития малая берцовая кость становится заметно короче, чем ее большая "тезка". Это происходит из-за активности особого гена, который ученые называют "индийским ежом" IHH (Indian Hedgehog).

Птица-тинаму (снизу) и динозавр-анхиорнис (сверху)
"Курицезавр" помог ученым выяснить, как возник клюв у птиц

Данный ген подавляет рост и размножение будущих клеток костей и заставляет их превращаться во "взрослые" ткани, что приводит к преждевременному формированию кости и уменьшению относительных размеров малой берцовой кости по сравнению с ее большой сестрой. Подавив работу IHH в нескольких зародышах курицы, ученым удалось получить эмбрионы "курицезавров" с типично динозаврьими ногами.

Что интересно, у этих "курицезавров" были не только длинные малые берцовые кости, по сравнению с нормальными птицами, но и укороченные большие берцовые кости. Как полагают ученые, это связано с тем, что длинная малая кость мешала росту ее "большой" сестры. Нечто подобное можно встретить в останках ископаемых древних птиц – по мере их эволюции малая берцовая кость укорачивалась, а большая – становилась все длиннее.

По мнению Ботельо и его коллег, все это говорит о том, что птицы сначала потеряли нижнюю головку малой берцовой кости, и только потом ее длина начала сокращаться. Почему так происходит и в чем заключается эволюционный смысл потери малой берцовой кости, ученые пока не знают. Возможно, что дальнейшие эксперименты с "курицезаврами" помогут найти ответ на эту загадку, заключают авторы статьи.

• Рано или поздно этот самый курицезавр вылезет из клетки и покажет учёным где живёт мать Кузьмы.... :-)))