Ученые: вулканы "повернули" ось Марса 3,5 миллиарда лет назад

Так художник представил себе Марс в далеком прошлом, до смещения его оси
Французские планетологи открыли удивительную деталь из жизни древнего Марса - оказалось, что появление вулканического плато Фарсида 3-3,5 миллиарда лет назад на ее современном экваторе "повернуло" ось красной планеты на 20-25 градусов и заставило ее кору и мантию вращаться вокруг ядра Марса.

МОСКВА, 3 мар – РИА Новости. Появление вулканического плато Фарсида, где расположена высочайшая гора Солнечной системы, вулкан Олимп, привело к тому, что ось Марса буквальным образом сместилась на 20-25 градусов примерно 3,5 миллиарда лет назад, а его кора и мантия стали вращаться вокруг ядра, заявляют планетологи в статье, опубликованной в журнале Nature.

Сегодня Марс наклонен по отношению к своей орбите на 25 градусов, что примерно соответствует тому, насколько сильно наклонена ось вращения Земли. В отличие от нашей планеты, чья ось вращения считается стабильной, ученые считают, что угол наклона оси Марса достаточно часто менялся в прошлом под действием его спутников, Фобоса и Деймоса.

Подобные "повороты" оси,  как сегодня считают планетологи, могут объяснять то, почему на поверхности красной планеты есть относительно свежие следы потоков воды, которые не могут существовать в текущих условиях.

Франсуа Костар (Francois Costard) из университета Парижа-Сакле в Орсе (Франция) и его коллеги обнаружили, что подобные изменения могли вызываться в далеком прошлом геологическими процессами в недрах самого Марса, изучив структуру рельефа красной планеты и попытавшись восстановить ее облик в прошлом.

Кратер Исток, где ученые нашли следы недавних потоков воды
Потоки воды текли на Марсе "мгновения назад", выяснили ученые

Как рассказывает Костар, крупнейшей геологической структурой на Марсе является плато Фарсида, чей диаметр составляет около пяти тысяч километров, толщина – примерно 12 километров, а масса – около миллиарда миллиардов тонн. Неподалеку от этого плато, в южной "половинке" Марса, расположена сеть из русел рек, когда-то впадавших океан, покрывавший северное полушарие красной планеты.

Авторы статьи обратили внимание на то, что в Нойскую эпоху, 3-3,5 миллиарда лет назад, эти реки должны были течь крайне странным образом – они как будто игнорировали существование Фарсиды и текли не снизу вверх, а сверху вниз. Это натолкнуло ученых на мысль о том, что Фарсида и ее вулканы могли сформироваться уже после того, как реки Марса высохли.

Появление столь крупной геологической структуры, чья масса всего в 70 раз меньше, чем у Луны, должно было кардинальным образом перестроить топографию Марса и вызвать масштабные изменения в его облике, полностью скрыв от нас то, как выглядела красная планета в прошлом. Костар и его коллеги попытались "реставрировать" облик древнего Марса, "удалив" Фарсиду с точной виртуальной копии красной планеты, а затем получить современную картинку, добавив ее обратно.

Так могло выглядеть северное полушарие Марса в далеком прошлом
Ученые: Марс потерял целый океан воды за последние 3 млрд лет

Подобный "терраморфинг" привел к драматическим последствиям – оказывается, что ось Марса должна была сместиться на 20-25 градусов после появления Фарсиды, в результате чего бывший экватор и тропики красной планеты были смещены в южное полушарие, а ее полюса "переехали" в умеренные регионы. Если быть более точным, на самом деле сместилась не ось планеты, а ее кора и мантия, которые буквальным образом "повернулись" вокруг ядра Марса под тяжестью "горба" Фарсиды.

Подобный поворот оси объясняет сразу несколько загадок Марса – то, почему запасы воды сконцентрированы не на полюсах, а в умеренных поясах в южном и северных полушариях, то, почему все марсианские реки расположены в узкой полосе в "тропиках" южного полушария, и то, почему Фарсида расположена на экваторе.

Кроме того, данное открытие является очередным аргументом в пользу "вулканического" происхождения рек и потенциальных океанов Марса – вероятно, что они возникли во время рождения Фарсиды, в ходе первых извержений ее вулканов, и исчезли незадолго до того, как активность вулканов затихла перед "поворотом оси".

• "... они как будто игнорировали существование Фарсиды и текли не снизу вверх, а сверху вниз..."(с)

Так, давайте разберёмся. Какие-то списилисты по науке меня пытаются убедить, что вода (или жидкость) текущая сверху вниз - это странно. А снизу вверх - это нормально.
    Ребята, оставьте астрономию, займитесь лучше подсчетом просыпающихся по весне и заражённых венерическими болезнями божьих коровок, как это делают британские "учёные".
    04.03.2016