slide

Ученые: шансы на открытие инопланетян зависят от расширения Вселенной

Компьютерная модель «паутины» Вселенной
Астрофизики нашли новое подтверждение тому, что наша Вселенная "специально" предназначена для зарождения разумной жизни - скорость ее расширения такова, что она минимизирует шансы на то, что жизнь на Земле или иных планетах могла быть уничтожена мощными и длительными гамма-вспышками.

МОСКВА, 1 мар – РИА Новости. Скорость расширения Вселенной оказалась напрямую связана с шансами на открытие внеземной жизни, так как она влияет на подверженность инопланетных цивилизаций взрывам сверхновых, гамма-всплескам и другим фатальным катаклизмам, говорится в статье, опубликованной в журнале Physical Review Letters.

Астрономы достаточно давно считают, что жизнь может зародиться и существовать на окраинах, а не в центре Млечного Пути и других галактик, так как в их центральной части слишком часто происходят взрывы сверхновых и появляются гамма-вспышки, способные уничтожить жизнь на десятки световых лет вокруг себя.

В ноябре 2014 года астрономы выяснили, что из-за высокой частоты и мощности подобных вспышек в особенно "плотно" населенных галактиках и скоплениях галактик жизнь может существовать лишь в 10% из них. В своей новой работе Цви Пиран (Tsvi Piran) из Еврейского университета Иерусалима (Израиль) и его коллеги пошли дальше и оценили, как эти "вспышки-убийцы" влияли на жизнь Вселенной в целом.

Как отмечают исследователи, в первой публикации они не учли одного важного космологического фактора – того, что Вселенная расширяется, и делает это все быстрее по мере течения времени. В своей новой работе они исправили этот недостаток, проанализировав то, как развивалась бы жизнь при разных сценариях расширения мироздания.

Звездное небо
Условия на планетах в ранней Вселенной подходили для зарождения жизни

Все эти сценарии, по сути, определяются одной переменной – так называемой космологической константой, задающей то, как темная энергия влияет на процесс расширения Вселенной. По расчетам нобелевских лауреатов, раскрывших феномен ускоряющегося расширения Вселенной, она обладает небольшим, но ненулевым значением, которое плавно заставляет мироздание расти все быстрее и быстрее.

Пиран и его коллеги показали, что отклонения этой константы от текущего значения в большую или меньшую сторону будут крайне сильно влиять на то, как зарождалась жизнь во Вселенной, и на ее рождение на Земле.

В целом, все такие изменения будут крайне негативными – ее увеличение приведет к тому, что звезды просто прекратят формироваться, что автоматически ставит крест на зарождение жизни, а уменьшение приведет к резкому росту в частоте гамма-вспышек из-за повышения "плотности населения", что тоже обнулит шансы на зарождение жизни.

Модели еще не родившихся двойников Земли в представлении художника
Раннее рождение Земли объясняет отсутствие пришельцев, заявляют ученые

Что касается Земли, то нам в этом отношении "повезло" вдвойне – мы не только живем во Вселенной с "правильной" космологической константой, но и находимся в галактике, обладающей небольшим числом карликовых спутников, где гамма-вспышки должны происходить чаще, чем в крупных "звездных мегаполисах". Соответственно, пришельцев за пределами Млечного Пути стоит искать в аналогичных условиях.

Подобные результаты, как считают авторы статьи, свидетельствуют в пользу так называемого "антропного принципа". Он гласит, что мы существуем потому, что значения фундаментальных констант в наблюдаемой нами Вселенной именно таковы, что подходят для зарождения жизни.

Открытым вопросом, как признают Пиран и его коллеги, остается то, насколько гамма-вспышки на самом деле опасны для разумной и неразумной жизни. Сегодня ряд ученых считает, что Земля пережила одно такое событие 460 миллионов лет назад, потеряв примерно 80% видов существовавших тогда существ, однако с этим согласны далеко не все астрономы.

• Все бы ничего, да ведь только придется выбирать в кого веруешь - либо в Бога, либо в ... инопланетян.:(
  • притянуто за уши
    01.03.2016
  • И ещё вопрос - происходит ускоренное расширение. Хорошо. Это результат воздействия темной материи. Хорошо. То есть, происходит увеличение объёма Вселенной. Но тогда, возможно падает плотность тёмной материи. И в определённый момент... Помните, плотность вещества упала и Вселенная стала прозрачной для излучения. Вот и вопрос - что тогда станет с жизнью?
    02.03.2016