Ученые: неандертальцы пользовались "химией" для розжига костров - РИА Новости, 29.02.2016

Ученые: неандертальцы пользовались "химией" для розжига костров

© Фото : Randii OliverНеандертальцы у костра под открытым небом
Неандертальцы у костра под открытым небом
Первые аборигены Европы разжигали свои костры, пользуясь "хай-тек" разработками каменного века – раскопки показывают, что они пользовались диоксидом марганца и прочими окислителями для поджигания древесины.

МОСКВА, 29 фев – РИА Новости. Первые аборигены Европы разжигали свои костры, пользуясь "хай-тек" разработками каменного века – раскопки показывают, что они пользовались диоксидом марганца и прочими окислителями для поджигания древесины, говорится в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Достаточно долгое время антропологи и палеонтологи считали, что неандертальцы, европейские "кузены" наших предков, заметно уступали им в культурном развитии, не обладая даром речи, культурой, религией и даже умением разжигать огонь. За последние пять лет все эти, как оказалось, мифы были успешно разбиты новыми находками в Хорватии, Израиле и в Испании.

Питер Хейес (Peter Heyes) из Лейденского университета (Нидерланды) и его коллеги выяснили, что неандертальцы были заметно "продвинутее" кроманьонцев в деле разжигания костров, раскрыв необычное предназначение одного из минералов, который, как считали ученые раньше, первые жители Европы использовали исключительно в декоративных целях.

Как рассказывают исследователи, на стоянках неандертальцев во Франции и в других уголках Европы палеонтологи часто находят своеобразные "кубики" из темного минерала, оксида марганца.

Его предназначение, как казалось сначала, было вполне очевидным – следы этого вещества можно встретить на стенах почти любой неандертальской пещеры, где ее жители оставили рисунки. Черные, красные и бурые краски на основе этого вещества, по мнению современных антропологов, использовались неандертальцами в качестве основы для нательных рисунков или татуировок.

Изучая кусочки диоксида марганца из пещеры Пеш-де-Лазе в южной Франции, авторы статьи обратили внимание на то, что все фрагменты этого минерала были сложены исключительно из диоксида марганца, более редкого подвида окисла этого металла, а не просто оксида марганца, обладающего тем же цветом и прочими "декоративными" свойствами.

Неандертальцы. Архив
Ученые: неандертальцы изобрели нож для выделки шкур раньше, чем люди

С другой стороны,  двуокись марганца, как известно из любого учебника по химии, является сильнейшим окислителем и катализатором реакций окисления и горения. Это натолкнуло ученых на мысль, что жители пещеры ценили "кубики" не из-за их окраски, а из-за их химических свойств.

Так как на поверхности каждого из этих блоков оксида было множество царапин и следов трения, Хейес и его коллеги предположили, что неандертальцы растирали диоксид марганца и использовали полученный порошок для розжига огня. Ученые попытались повторить их "ноу-хау" – они подготовили набор древесных стружек и попытались поджечь костер, постепенно нагревая их.

Как показал этот эксперимент, добавление даже небольшого количества оксидного порошка снижает температуру возгорания на более чем 100 градусов, с 350 до менее чем 250 градусов Цельсия, делая возможным розжиг костра при помощи тех орудий труда и техник, которые могли быть доступны неандертальцам 40-50 тысяч лет назад.

Внешний вид неандертальца, воссозданный учеными по обнаруженным костям
Неандертальцы умели пользоваться огнем не хуже современного человека

Ученые подчеркивают, что полученные ими выводы не являются прямым доказательством того, что неандертальцы действительно использовали подобные "химические" средства для ускорения розжига костра – прямых свидетельств этому пока не найдено.

С другой стороны, учитывая схожую окраску диоксида марганца с одной стороны и "обычного" оксида марганца и золы с другой, сложно найти рациональную причину того, почему жители Пеш-де-Лазе тратили время и ресурсы на поиск редкой двуокиси. Соответственно, если эти идеи найдут подтверждение в ходе будущих раскопок, мы получим еще одно свидетельство того, что неандертальцы были гораздо умнее, чем мы привыкли считать.