slide

Ученые выяснили, как человеческий мозг реагирует на телепортацию

/
Компьютерная виртуальная реальность и "телепортация" помогла ученым выяснить, как человеческий мозг реагирует на подобные перемещения в пространстве и как наш центр памяти - гиппокамп - ищет дорогу в знакомом или незнакомом ему месте.

МОСКВА, 26 фев – РИА Новости. Команда биологов и программистов провела необычный эксперимент, в рамках которого они проследили за тем, как наш мозг реагирует на "телепортацию" – резкое перемещение тела в пространстве – используя технологии виртуальной реальности, говорится в статье, опубликованной в журнале Neuron.

"Наш мозг вырабатывает ритмические серии импульсов во время перемещения в пространстве и при запоминании новых вещей. Мы решили выяснить, возникают ли эти импульсы благодаря той информации, которую воспринимают наши органы чувств, или же благодаря внутренним процессам в мозге", — заявил Арне Экстрем (Arne Ekstrom) из университета Калифорнии в Дэвисе (США).

Как объясняют Экстрем и его коллеги, наблюдения за крысами, движущимися через лабиринт, показали, что гиппокамп, центр памяти в их мозге, испускает особые ритмические импульсы во время поиска пути. Ученые достаточно долго считали, что эти импульсы рождаются под действием того, что видит и чувствует животное, однако доказательств этому не было.

По этой причине другие исследователи полагали, что данные осцилляции просто являются следствием работы центра памяти, извлечения информации из него, а не результатом обработки поступающих данных из глаз и других органов чувств.

Авторы статьи решили проверить, так ли это, разработав оригинальный эксперимент. В его рамках ученые набрали группу из нескольких добровольцев-эпилептиков, в чей гиппокамп были имплантированы электроды для поиска очагов приступов, и проверили, как те будут реагировать на "телепортацию" – внезапное перемещение из одной точки пространства в другую.

Конечно, телепортация в реальном мире не возможна или пока не осуществима, поэтому ученым пришлось прибегнуть к виртуальной реальности, которую участники опытов ощущали при помощи шлемов виртуальной реальности.

На уроке. Архив
Центр памяти мешает человеку одновременно мечтать и решать задачи

Этот виртуальный мир был похож на типичный городской квартал, выстроенный в форме плюса, на концах которого находились телепортаторы – устройства, позволявшие переместиться в один из трех других "переулков". Процесс телепортации, по задумке авторов статьи, сопровождался отключением зрения на три секунды, после чего на экраны добровольцев выводилась картинка из той точки, куда было перемещено их виртуальное тело.

Наблюдая за реакцией их гиппокампа на это перемещение и "отключение" зрения, ученые пытались определить, что на самом деле делает гиппокамп – обрабатывает "картинку" из глаз или извлекает и читает данные из памяти. В первом случае телепортация должна привести к резкому снижению в силе осцилляций в гиппокампе, а во втором – фактически не повлиять на них.

Мозг
Ученые нашли потенциальное лечение для "синдрома дня сурка"

Как оказалось, справедливой была вторая гипотеза – сила и периодичность активности нейронов в гиппокампе почти не менялась в тот момент, когда "аватар" человека телепортировался в другую часть виртуального лабиринта. С другой стороны, эти осцилляции менялись, когда доброволец "открывал глаза", и степень этих изменений зависела от того, на какое расстояние их переместил телепортатор.

Подобное поведение гиппокампа означает, что данные серии нервных импульсов кодируют в себе пройденное расстояние и скорость движения, вне зависимости от того, как была преодолена эта дистанция – пешком или путем телепортации. Эти сведения, как считают ученые, в будущем помогут нам понять, как устроена человеческая память и то, почему некоторые люди лучше запоминают дорогу, чем другие.

• Эксперимент на самом деле не совсем "чистый", так как он не учитывает самого заболевания и наличия электродов в соответствующих участках мозга больных эпилепсией. Нужно было для начала исследовать электрическую активность мозга в базовом варианте, которое проводят в любой нейрофизиологической лаборатории.
    26.02.2016
  • У кого он есть - реагирует как на фантастику)))
    26.02.2016
  • У кого он есть - реагирует как на фантастику)))
    26.02.2016
  • Мне кажется, что результат данного эксперимента очень приблизителен. Потому, что использовались только зрительные образы. Получилась игра в эксперимент. При моделировании реальной телепортации должны учитываться изменения магнитного поля в точках старта и финиша, микроизменения гравитации, влажности воздуха, атмосферного давления. Ведь мозг воспринимает весь объем данных по состоянию внешней среды в каждой точке. Что может существенно влиять на результат.
    26.02.2016
  • Интересно это соответствует состоянию с большого бодуна,когда человек не может определить свое местонахождение?Шутка конечно,однако эксперимент очень некорректный.
    26.02.2016