slide

Гравителескоп LISA Pathfinder перешел в "научный" режим работы

/
Инженеры ЕКА заявляют об успешном отделении двух золотых кубов, главных элементов детектора гравитационных волн, от их опор внутри гравителескопа LISA Pathfinder и обещают в ближайшее время начать научную программу миссии.

МОСКВА, 16 фев – РИА Новости. Прототип гравителескопа LISA Pathfinder сделал первый шаг к началу научной части миссии, успешно сняв фиксаторы с двух золотых кубов, за движениями которых под действием гравитационных волн зонд начнет 23 февраля этого года, сообщает пресс-служба Европейского космического агентства.

"Успешное "освобождение" этих кубов было самой важной и сложной частью всей миссии, так как данный этап эксперимента было невозможно полностью протестировать на Земле из-за чрезвычайно слабых сил и движений, которые были задействованы в этом процессе", — заявил Сизар Гарсия Марирродрига (Cesar Garcia Marirrodriga), руководитель миссии из ЕКА.

Телескоп LISA Pathfinder, чья сборка и проверка была завершена в августе, стал первой космической обсерваторией, при помощи которой человечество будет искать следы гравитационных волн, порождаемых взаимодействиями между крупными и особо тяжелыми объектами в далеком космосе.

После удачного запуска в начале декабря прошлого года LISA Pathfinder весь январь путешествовал к точке Лагранжа L1, на расстоянии в 1,5 миллиона километров от Земли, где находится его орбита. После достижения этой точки, что случилось в конце января, специалисты ЕКА начали тестировать все приборы телескопа и постепенно снимать ограничители с двух кубов массой в два килограмма, которые будут играть роль "главной скрипки" в поиске гравитационных волн.

Сегодня и вчера специалисты ЕКА сняли последние ограничительные штыри, удерживавшие их на месте, и сейчас кубы перешли в режим "свободного плавания" внутри телескопа. Несмотря на отсутствие механических креплений, пока кубы удерживаются в центральной части LISA Pathfinder при помощи электростатических сил, пока космический аппарат исполняет серию микроманевров.

Телескоп LISA Pathfinder перед отправкой на космодром Куру
Гравителескоп LISA Pathfinder отправился в космос утром 3 декабря

Через неделю, 23 февраля, ученые начнут наблюдения за кубами, отключив электростатические генераторы и включив специальную систему, которая будет удерживать LISA Pathfinder на месте и противодействовать давлению света и других внешних сил. Если эта часть миссии закончится удачно, то первого марта зонд начнет официальную научную миссию проекта.

Так художник представил себе галактику в созвездии Феникса, в центре которой находятся сразу две черных дыры
Физики официально заявили об обнаружении гравитационных волн

На протяжении последующих трех месяцев работы LISA Pathfinder ученые проверят, насколько точно ее инструменты смогут определять положение кубов в пространстве и центрировать космический аппарат по отношению к одному из них.

Несмотря на то, что LISA Pathfinder и ее наследнице eLISA уже не выпадет честь стать первооткрывателями гравитационных волн из-за их открытия на наземной гравитационной обсерватории LIGO, ее миссия не является уже выполненной – данный зонд будет искать другие гравитационные волны, которые испускаются более крупными объектами, такие как сверхмассивные черные дыры.

Поэтому ЕКА намерено продолжать этот проект и всерьез задумывается о создании eLISA, чей запуск может состояться во второй половине 30 годов текущего века, если все эксперименты на LISA Pathfinder завершатся удачно.