slide

Планетологи изучили атмосферу планеты-"алмаза" в созвездии Рака

/
Телескоп "Хаббл" помог планетологам из Великобритании и США впервые изучить химический состав атмосферы суперземли в созвездии Рака и показать, что она, вероятно, является гигантским "алмазом", на что указывали предыдущие исследования.

МОСКВА, 16 фев – РИА Новости. Ученые впервые заглянули в атмосферу "суперземли", планеты-"алмаза" в созвездии Рака и обнаружили, что она состоит из водорода и гелия, а также синильной кислоты, что косвенно подтверждает ее "алмазную" природу, говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal.

"Если присутствие синильной кислоты и цианидов подтвердится в будущем при помощи нового поколения инфракрасных телескопов, то тогда у нас будут веские основания считать, что эта планета действительно содержит в себе много углерода и является крайне экзотичной. С другой стороны, посетить ее в таком случае будет почти невозможно – синильная кислота крайне токсична, и я бы не рекомендовал пытаться жить на этой планете", — заявил Джонатан Теннисон (Jonathan Tennyson) из университетского колледжа Лондона (Великобритания).

Экзопланета 55 Cnc e — одна из пяти планет звезды 55 в созвездии Рака (55 Cnc или 55 Cancri), расположенной в 40 световых годах от Земли. Эта звезда чуть уступает Солнцу по массе и размерам. Прежние исследования спектра 55 Cnc показали, что углерода в ее составе в два раза больше, чем кислорода. А значит, это должно быть свойственно и ее планетам.

Вселенная. Архив
Суперземля в созвездии Рака может быть гигантским алмазом

Масса планеты 55 Cnc e в два раза больше массы Земли, и она расположена так близко к своему светилу, что температура на ее поверхности достигает 1,6 тысячи градусов. Компьютерное моделирование, проведенное в 2011 году, показало, что суперземля 55 Cnc e состоит из графита и алмазов, некоторого количества карбидов и силикатов и большого железного ядра, причем на долю алмазов приходится до трети вещества планеты.

Теннисон и его коллеги нашли новые аргументы в пользу этой теории, разработав остроумную методику изучения атмосферы подобных экзопланет при помощи инструментов и камер телескопа "Хаббл", работающих в инфракрасном диапазоне. Ученые воспользовались тем, что и планета, благодаря сверхвысокой температуре поверхности, и звезда 55 Cnc являются очень яркими и хорошо заметными объектами, а также тем, что год на55 Cnc e длится всего 18 часов.

Алмазная экзопланета 55 Cnc e глазами художника
Ученые: "алмазная экзопланета" оказалась не такой драгоценной

Во время каждого прохода планеты-"алмаза" по диску светила "Хаббл" получал серию данных по спектру светила, которые затем сопоставлялись между собой при помощи компьютера, после чего из них удалялись те элементы, которые относились к свечению самой звезды. В результате этого ученые получили спектр, характерный для самой планеты и проверили, сравнивая данные для разных этапов прохода "алмаза" по диску светила, есть ли у него атмосфера.

Как оказалось, атмосфера у этой суперземли действительно есть, правда она состоит, вопреки ожиданиям планетологов, не из водяного пара, аммиака и прочих "сложных" газов, а водорода и гелия, с большой примесью синильной кислоты и прочих цианидов.

Кислорода, как утверждают Теннисон и его коллеги, в атмосфере 55 Cnc e заметно меньше, чем углерода, что является аргументом в пользу того, что она действительно может быть "алмазом" или какой-то другой аллотропной формой этого вещества. Окончательно эту теорию помогут подтвердить или опровергнуть только инфракрасные телескопы нового поколения, такие как собираемый в НАСА "Джеймс Уэбб", запуск которого намечен на 2018 год.

• Скоро алмазы будут продаваться на кассах в супермаркетах рядом со жвачкой
    17.02.2016
  • Объявим всенародный праздник!!! Интересно только, какую травку они заваривают, и сильно ли это отличается от подсчета чертей, умещающихся на острие иголки?
    17.02.2016
  • Ммм, 1,6 тысяч градусов на поверхности. Хотел слетать на выходных туда позагорать, но из-за синильной кислоты в атмосфере придется теперь отменить полёт.