slide

Зонд "Ферми" нашел источник пойманных LIGO гравитационных волн

/
Орбитальный телескоп "Ферми", возможно, зафиксировал слабую гамма-вспышку, порожденную слиянием черных дыр, чьи гравитационные волны были зафиксированы детекторами LIGO недавно.

МОСКВА, 14 фев – РИА Новости. Астрофизики, работающие с телескопом "Ферми", обнаружили то место, где находились две черных дыры, слияние которых породило найденные недавно гравитационные волны, и зафиксировали слабую гамма-вспышку, которая возникла в ходе этого события, говорится в статье, размещенной на сайте НАСА.

Гравитационные волны, как рассказали 11 февраля отечественные и зарубежные физики, были обнаружены детекторами LIGO 14 сентября 2015 года в 13:51 по московскому времени. Они были порождены парой сливающихся черных дыр, чьи массы в 29 и 36 раз превышали солнечную, на расстоянии в 1,3 миллиарда световых лет от Земли. За доли секунды примерно три солнечных массы превратились в гравитационные волны, максимальная мощность излучения которых была примерно в 50 раз больше, чем от всей видимой Вселенной.

Валери Коннагтон (Valerie Connaughton) из Центра космических полетов НАСА имени Годдарда (США) и ее коллеги, работающие с орбитальным гамма-телескопом "Ферми", возможно, обнаружили ту точку на ночном небе, где находилась эта пара черных дыр буквально полгода назад до момента их слияния.

Как рассказывают ученые, телескоп "Ферми" покрывает примерно 70% ночного неба Земли в любой момент времени, что заставило их задуматься о том, не смог ли этот космический аппарат зафиксировать вспышку жесткого рентгеновского и гамма-излучения, которая должна была произойти во время слияния черных дыр.

Благодаря тому, что данное событие, которому астрофизики присвоили шифр GW150914, было зафиксировано сразу двумя детекторами LIGO, ученые знали, где примерно произошло слияние черных дыр – в достаточно широкой "полосе"  длиной в 600 градусов на небе южного полушария Земли.

Ориентируясь на положение этой полосы, авторы статьи проанализировали данные, собранные рентгеновским телескопом GBM на борту "Ферми" незадолго до того, как LIGO "поймал" гравитационные волны, во время их прохода через Землю в последующие 30 секунд.

Так художник представил себе галактику в созвездии Феникса, в центре которой находятся сразу две черных дыры
Физики официально заявили об обнаружении гравитационных волн

Как оказалось, "Ферми" действительно зафиксировал подобный след слияния черных дыр, вспышку в области жесткого рентгена и гамма-излучения, которая произошла примерно через 0,4 секунды после того, как гравитационные волны прошли через нашу планету.

Это событие, получившее имя GW150914-GBM, произошло ориентировочно в созвездии Кита или Рыб. К сожалению, более точно вычислить координаты черных дыр пока нельзя, так как главный инструмент "Ферми" – телескоп LAT – начал смотреть на вспышку только через час после ее "поимки" на LIGO.

Михаил Городецкий, российский физик
Физик: зонд LISA не стал не нужным из-за открытия гравитационных волн

Как признают ученые, это открытие было сделано не случайно – команда "Ферми" целенаправленно готовилась к перезапуску LIGO и ожидала то, что открытия, совершенные на этой гравитационной обсерватории, можно будет подтвердить и проверить при помощи гамма- и рентгеновских телескопов. Коннагтон и ее коллеги надеются, что их результаты наблюдений найдут подтверждение в будущем.

Спектр этой вспышки, как подчеркивают авторы статьи, был слишком жестким для того, чтобы она была порождена магнетарами, сверхновыми первого типа или пульсарами, и поэтому ее источником, скорее всего, действительно были сливающиеся черные дыры. С другой стороны, есть ненулевая вероятность того, что данная вспышка была порождена процессами в атмосфере Земли, что еще предстоит опровергнуть и проверить.

• Хм.. А не проверить ли им заново теорию относительности.. А то приняли как истину в последней инстанции и на её основе наоткрывали всяких "возможных" явлений.
    14.02.2016
  • "...в достаточно широкой "полосе" длиной в 600 градусов на небе южного полушария Земли." - А можно по-подробней? А то нас учили только о 360 градусных сферах???? Никак новую "нобелевку" не заметили?
    14.02.2016
  • Орбитальный телескоп "Ферми", возможно, зафиксировал... ))) главное слово *возможно*... Теперь все непонятные возмущения, кого/чего не важно можно списывать на гравитационные волны...
    14.02.2016
  • Разум - он тоже - волна!
    14.02.2016
  • Черные дыры с гравитационными волнами- вот это чушь, редкостная.
    Эти лже-ученые народ за идиотов держат.
    14.02.2016
  • Николай Незнаев, а куда девать стеллажи с защищенными диссертациями по "всяким возможным явлениям, предсказанным СТО/ОТО"? да и с этими "учеными" что тогда делать? за лопату или метлу они врят ли возьмутся...

+ спишу на неточность перевода, но! гравитационные волны зарегистрировали не на прошлой неделе (осенью, если не ошибаюсь), а вспышку когда зарегистрировали? позже? волны пришли раньше?
    14.02.2016
  • Ну понеслась! Теперь все наперебой будут находить эти волны,пока не окажется,что это на прибор села муха.
    14.02.2016
  • Собрать хоть часть средств потраченных на войны и распри между народами за последние три года,можно было бы такого наоткрывать,не опираясь на "возможно".Вроде думается,что прогресс возрастает,а мы в шаге от пещерного существования.
  • Возможно, зафиксировал....
    Это не новость. Это балабольство.
  • Небольшое уточнение:
    1. У обнаруженной гамма-вспышки может быть множество источников, наше Солнце тоже их периодически создает. Нечего притягивать к этому "черные дыры", противоречащие Классической электродинамике и Теории гравитации элементарных частиц.
    2. У гравитационных волн есть огромное количество источников здесь: на Земле. Видеть гравитационные волны, созданные на расстоянии более 12000000000000000000000 км ослабленные более чем в 100000000000000000000000000000000000000000000 раз и не замечать тех, что рядом, на расстоянии не более километра вызывает большое удивление.
    3. ....
    15.02.2016
  • Какие волны? А повторить?
    15.02.2016
  • Кто бы объяснил, что дает это открытие человечеству?
  • Владимир Горунович,
    1. мы уже научились опознавать откуда пришёл сигнал;

2. а. мощность гр. излучения пропорциональна частоте вращения объектов в четвёртой степени. Сколько ноликов может убрать это соотношение? в одну строчку может и не влезть;

б. амплитуда гр. волны пропорциональна массе и производной от ускорения, не во время ли слияния ЧД это произведение максимально?
    15.02.2016
  • Владимир Дзювин, зарегистрирована частота, а если исходить из предположения, что скорость гр. волны порядка С, то легко подсчитать и длину волны.
    15.02.2016
  • Умка, здравствуйте. Не где не читал о частоте колебаний. Пишут о смещении луча... Дайте ссылку, если это где-то написано.
    15.02.2016
  • Владимир Дзювин, на википедии уже сделали обновление, про грав волны красиво описали
    15.02.2016
  • Умка, здравствуйте. Прочитал. Оперативно "Вика" работает. Хорошо было бы, если рисунки на русском прочитать: видишь колебания, но что движется? Судя по рисунку зависимость от частоты прямая, а не 4-й степени: амплитуда колебаний увеличивается с уменьшением периода, но чёткой связи (как по Эйнштейну) здесь нет. В формулах Вики везде квадраты: масса не может быть отрицательна так же как и амплитуда гравитационных волн. Поэтому должна быть зависимость синус квадрат, а здесь... Смущает, что синус становится прямыми на пике амплитуды: возможны ли такие резкие изменения массы (= М Солнца) за 0,1 секунды? Это мощность 10 галактик, но где вспышка света?
    Хорошая фантастика получилась бы: люди видят смерть Вселенной через миллиарды лет и спорят "Что это?"
  • Владимир, добрый день!
    Не стоит так строго относится к выложенным графикам. Картинка лишь отображает результат интерпретации интерференционной картинки, да и то после обработок анти-шумовых программ.
    16.02.2016
  • Умка, я не строго, а критично: это заряды бывают + -, или магнитные полюса С,Ю, а масса только +. Есть гравитация, а ливитации нет. Есть формулы, имеющие квадратичную зависимость, а здесь синусоида... Вы представьте термоядерный взрыв с превращением мс2 в свет, а на графике свет (после взрыва) с кпд 100% обратно превращается в массу и еще с десятком колебаний. Если бы я или другой написал это раньше, то результаты "исследований" были бы иными. Теория не совсем правильная, поэтому люди ищут то, что не понимают и подгоняют под описанный в книжках результат. Конечно молодцы, что двигают науку вперёд: зарабатывает каждый тем, чем умеет.