slide

Неандертальские гены могут быть виновны в депрессии и наркомании

Коллаж современный человек (слева) и неандерталец (справа)
Гены неандертальцев не только помогли нашим предкам выжить после "переезда" в Европу и лучше приспособиться к жизни на Севере, но заметно повысили предрасположенность их обладателей к целому ряду болезней.

МОСКВА, 12 фев – РИА Новости. Масштабный анализ "неандертальской" ДНК в геноме современных людей помог ученым выяснить, что некоторые гены, унаследованные нами от первых аборигенов Европы, способствуют развитию депрессии и склонности к табачной или наркотической зависимости, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

"Мы выяснили, что неандертальская ДНК влияет на многие черты человека, влияющие на его подверженность болезням иммунологического, нейрологического, психологического и репродуктивного характера", — заявил Джон Капра (John Capra) из университета Вандербильта в Нэшвилле (США).

"Воскрешение" и расшифровка генома неандертальцев, проведенная Сванте Паабо и его командой в 2009 году, показали, что неандертальцы контактировали с нашими предками и оставили в нашей ДНК примерно 2-4% своих генов. Часть этих генов, как показали дальнейшие исследования, помогли кроманьонцам приспособиться к жизни на севере, подарив им мощный иммунитет и других полезных черт.

Капра и его коллеги показали, что не все эти изменения были положительными, проанализировав то, как наличие или отсутствие определенных "неандертальских" сегментов ДНК в нашем геноме влияет на предрасположенность человека к различного рода болезням.

К примеру, неандертальские гены, управляющие развитием кожи, увеличивают шансы развития кератоза – ороговения кожи и появления на ней злокачественных образований под действием лучей Солнца. Схожим образом другие гены "первых жителей Европы" повышали вероятность приобретения болезней мочеполовой системы и иногда делали кровь подверженной слишком сильной сворачиваемости.

Внешний вид неандертальца, воссозданный учеными по обнаруженным костям
Мощный иммунитет современных людей оказался "подарком" неандертальцев

Наиболее заметные эффекты были характерны для генов, связанных с развитием и работой нервной системы. ДНК, унаследованная от неандертальцев, парадоксальным образом увеличивала шансы на то, что ее обладатель мог стать курильщиком или наркоманом, а также пациентом психиатрических лечебных учреждений.

Раскопки в Денисовой пещере на Алтае в июле 2011 года. Фотография авторов статьи.
Геном неандертальцев указал на наличие четырех видов древних людей

"Мозг – невероятно сложная часть нашего тела, и вполне логично ожидать, что замена части человеческих генов их неандертальскими аналогами, которые развивались по иному эволюционному пути, может привести к негативным изменениям", — добавляет Коринн Симонти (Corinne Simonti), одна из авторов статьи из университета Вандербильта.

Почему эти негативные черты сохранились в нашем геноме? Как считают ученые, изначально многие из этих вещей, к примеру повышенная сворачиваемость крови или изменения в работе клеток кожи, помогали нашим предкам выживать в дикой природе, однако сегодня эти мутации стали вредными, так как они сокращают продолжительность жизни в пожилые годы, повышая подверженность организма раку, тромбам и инсультам.

• вот оказывается кто в пьянстве виноват....
    12.02.2016
  • А чему удивляться то? Благодаря этим генам мы получили более развитый мозг. А чем он более развит - тем больше нуждается в том, чтобы его наполнить и занять. И простейших путей тут три - наполнить его ерундой извне (вот откуда - сидение за компом или ТВ), использовать воображение (и если перестараться - это и есть шизофрения) и стимулировать его искусственно (наркотики и алкоголь). ;-)

И чем более развит мозг - тем более заметна будет эта тенденция - вне зависимости от того, чьи гены в основе. Не даром вечно улыбаются существа с недоразвитым или повреждённым мозгом или психикой - деградировавшей до примитивного уровня. ;-)
    13.02.2016
  • Интересно, а что африканцы не имеют склонности к алкоголизму, курению или наркомании? Или они не склонны к психическим расстройствам? А тромбов у них не бывает? Это при том, что у них нет тех же 2-4% неандертальских или денисовских генов. Ибо в Африке местные сапиенсы с неандерами не контактировали.
    14.02.2016