slide

Российский телескоп из книги Гиннесса разглядел выброс черной дыры

Коллаж: Радиоастрон изучает черную дыру
Российский интерферометр "Радиоастрон" впервые в истории Земли смог заглянуть в активное ядро галактики в созвездии Ящерицы и рассмотреть то, как формируется "плевок", выбрасываемый сверхмассивной черной дырой в ее центре.

МОСКВА, 26 янв – РИА Новости. Российская наземно-космическая обсерватория "Радиоастрон" смогла заглянуть внутрь ядра галактики BL в созвездии Ящерицы и получить рекордно детальные снимки "ножки" джета – узкого пучка материи, выплевываемого сверхмассивной черной дырой в ее центре, говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal.

"Ядро галактики оказалось экстремально горячим. Если бы мы попытались воспроизвести эти физические условия на Земле, то получили бы зону с температурой более триллиона градусов", – прокомментировал результаты Андрей Лобанов, научный сотрудник Института радиоастрономии общества Макса Планка в Бонне (Германия).

Обсерватория "Радиоастрон", запущенная с Байконура в июле 2011 года, стала первым за многие годы космическим астрофизическим инструментом, созданным российскими специалистами. Радиотелескоп предназначен для работы совместно с глобальной наземной сетью радиотелескопов, образуя единый наземно-космический интерферометр со сверхдлинной базой (РСДБ) очень высокого углового разрешения — до семи микросекунд.

Подобное объединение усилий "Спектра-Р", космического звена "Радиоастрона", и 15 наземных телескопов позволило Юрию Ковалеву из Астрокосмического центра Физического института имени Лебедева (АКЦ ФИАН), Лобанову и их коллегам впервые вплотную подобраться к основанию джета, выбрасываемого черной дырой в галактике BL Ящерицы.

Как отмечает Ковалев, разрешение "Радиоастрона" благодаря этому стало в тысячу раз больше, чем у "Хаббла". Это, в частности, позволяет рассмотреть объект размерами с Солнечную систему на расстоянии, соответствующем дистанции между Землей и BL Ящерицы – почти миллиард световых лет.

Российский космический радиотелескоп «Радиоастрон» («Спектр-Р»)
"Радиоастрон" помог ученым измерить температуру выбросов черных дыр

В центре BL Ящерицы обитает блазар, сверхмассивная черная дыра, окруженная диском плазмы, разогретой до температур в миллиарды градусов Кельвина. Мощные магнитные поля и высокие температуры формируют джеты –  струи газа длиной до нескольких световых лет.

Наблюдения за этой черной дырой, послужившей "родоначальником" для целого класса радиоастрономических объектов, Ковалев и его коллеги, работающие с "Радиоастроном", начали еще в 2012 году, после завершения первых проверок "Спектра-Р" и наземных элементов интерферометра.

За это время ученые успели "померять" температуру у выбрасываемого джета, всесторонне изучить его структуру и проанализировали процессы, способные объяснить некоторые странности в жизни выброса черной дыры. В частности, ее температура оказалась слишком высокой для того, чтобы ее можно было объяснить при помощи общепринятых теорий, описывающих работу "лацертидов", объектов класса BL Ящерицы.

Российский космический радиотелескоп «Радиоастрон» («Спектр-Р»)
Российский космический телескоп "Радиоастрон" вошел в книгу Гиннесса

Теоретические модели предсказывали, что из-за вращения черной дыры и аккреционного диска, линии магнитного поля должны формировать спиральные структуры, которые в свою очередь ускоряют поток вещества в джетах. Ученым с помощью «Радиоастрона» смогли увидеть эти спиральные структуры, а также зоны ударной волны в области формирования джета, что позволило лучше понять, как работают эти самые мощные во Вселенной источники излучения.

В ноябре 2011 года ученые провели первые наблюдения в режиме интерферометра, а в январе 2012 года "Радиоастрон" провел наблюдения в связке с наземными радиотелескопами в самой дальней точке своей орбиты, образовав виртуальный радиотелескоп с рекордным диаметром зеркала — 220 тысяч километров. Это достижение помогло "Радиоастрону" попасть в книгу рекордов Гиннесса в качестве самого большого радиотелескопа в 2014 году.

• Вот. Круто. Теперь надо название крутое придумать. Сайт сделать. И публиковать на нем фотографии.
    27.01.2016