slide

Газ в Млечном пути может быть заплетен в "спагетти", заявляют ученые

Радиотелескоп CSIRO в Австралии
Астрономы обнаружили, что газ Млечного Пути может быть объединен не в гигантские шарообразные облака, а в необычные плоские структуры, похожие по форме на спагетти и лазанью.

МОСКВА, 21 янв – РИА Новости. Значительная часть запасов ионизированного водорода и прочих газов в нашей Галактике может быть объединена не в шарообразные облака, а в необычные структуры, напоминающие по форме спагетти и лазанью, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

Примерно 30 лет назад астрономы открыли загадочные структуры в межзвездной среде, своеобразные "радиолинзы", периодически усиливавшие или ослаблявшие радиосигналы, идущие к Земле от квазаров, активных ядер галактик, и прочих далеких космических объектов. Об их природе ученые спорят до сегодняшнего дня.

Сегодня, как рассказывает Кит Баннистер (Keith Bannister) из Государственного объединения научных и прикладных исследований (CSIRO) Австралии в Эппинге, большинство астрофизиков уверены, что эти линзы представляют собой шарообразные или эллиптические сгустки из ионизированного межзвездного газа, через который радиоволны проходят на пути к Земле.

Баннистер и его коллеги выяснили, что на самом деле они похожи не на шары, а на гигантские полые "макаронины" и своеобразные плоские листы из очень плотного газа, наблюдая за несколькими подобными линзами при помощи радиотелескопа-интерферометра ATCA.

Российский космический радиотелескоп «Радиоастрон», архивное фото
"Радиоастрон" обнаружил линзы в межзвездной среде

Главной проблемой в изучении таких линз, как рассказывают ученые, является то, что подобные сгустки газа появляются в межзвездной среде крайне редко – предыдущие 17 лет наблюдений помогли найти лишь 15 таких объектов, лишь один из которых был подробно изучен. Телескоп ATCA и его широкий угол обзора помогли группе Баннистера найти еще одну такую линзу, расположенную в созвездии Центавра на расстоянии в 3 тысячи световых лет от Земли.

Ученые выявили температуру межзвездного ветра
Ученые узнали, что межзвездный ветер горячее, чем считалось раньше

Данное облако было открыто благодаря тому, что оно искажало радиоизлучение квазара PKS 1939–315 рекордно долгое время, на протяжении более чем года. Это позволило астрофизикам детально изучить структуру этой радиолинзы и показать, что она выглядит совсем не так, как привыкли считать ученые.

К примеру, сильнейшие флуктуации в силе радиоизлучения, возникавшие по мере наблюдений, рассказали астрономам, что они имеют дело не с однородной шарообразной структурой, а с неким объектом, или похожим на плоский, или завернутый в трубочку узкий лист из газа.

Можно сказать, как выражаются авторы статьи, что сгустки газа в межзвездной среде в Млечном Пути больше похожи не на шарики, а на "спагетти" и листы лазаньи. Существование подобных "макарон" в нашей Галактике, следует учитывать, когда астрономы проводят наблюдения в радиодиапазоне, заключают авторы статьи.

• "заплетен в спагетти"