slide

Ученые нашли рекордно далекий от звезды "Татуин" в созвездии Лебедя

Планетная система с двумя солнцами Kepler-16
Ученые, работающие с телескопом "Кеплер", открыли первый в истории астрономии юпитероподобный "Татуин", вращающийся вокруг одной из двойных звезд в созвездии Лебедя на рекордном расстоянии от ее светил.

МОСКВА, 26 дек — РИА Новости. Планетологи обнаружили у двойной звезды KOI-2939 в созвездии Лебедя планету, удаленную от светила на рекордно далекое расстояние – год на ней длится 1100 дней, что делает ее самым далеким "татуином" из всех известных экзопланет такого рода, говорится в статье, размещенной в электронной библиотеке Корнеллского университета.

Сегодня существует два основных метода поиска планет за пределами Солнечной системы – так называемый транзитный метод, используемый телескопом "Кеплер" и его наследником TESS, и более старый метод лучевых скоростей, который используется наземным спектрометром HARPS. Первый прием считается более быстрым, а второй – более надежным.

И у той и другой методики есть один общий недостаток – они крайне плохо приспособлены, хотя и по абсолютно разным причинам, для поиска планет, находящихся на большом расстоянии от светила или пар светил. По этой причине открытие планет на большом расстоянии от звезд, в особенности крупных экзомиров или планет у двойных светил, всегда становится большим событием в астрономии.

Уильям Боруцки (William Borucki), бывший руководитель проекта "Кеплер" из Центра НАСА имени Эймса, и его коллеги нашли первый в истории планетологии юпитероподобный "Татуин" – планету KOI-2939b, вращающуюся вокруг двух светил – расположенный примерно в 1,5 раза дальше, чем Марс от Солнца, изучая данные, собранные "Кеплером" до его поломки.

Планета с двумя Солнцами глазами художника
"Кеплер" нашел еще два "татуина" - планеты с двумя солнцами

Открытие этой планеты, как рассказывают ученые, было настоящим чудом – благодаря тому, что год на ней длится 1100 дней, она всего два раза "заслонила" своей тенью диски звезд KOI-2939, солнцеподобных желтых субкарликов, совершающих оборот друг вокруг друга за 11 дней. Это дало ученым крайне мало снимков и данных для того, чтобы убедиться, что перед ними стоит планета, а не пятно на светилах или какой-то другой объект.

По своим свойствам данная планета напоминает Юпитер – ее диаметр примерно равен юпитерианскому, а масса – примерно в 1,5 раза больше, чем у него. Он находится от светил примерно в 1,5 раза дальше, чем Марс от Солнца, и находится почти посередине так называемой "зоны жизни" – "бублика" орбит, где вода на поверхности планет может существовать в жидком виде. Таким образом, спутники KOI-2939b, если они существуют, могут таить в себе жизнь.

Планетная система с двумя солнцами Kepler-16
Астрономы обнаружили планету, похожую на Татуин из "Звездных войн"

Подобные параметры удивили ученых, так как ни один из известных им "татуинов" не обладал столь внушительными размерами и не находился так далеко от звезд. Некоторые планетологи вообще считали, что столь большие планеты не могут существовать, так как их орбита будет нестабильной и они будут неизбежно "катапультированы" за пределы звездной системы.

Что интересно, "татуины" до сих пор остаются редкостью – с момента открытия первой такой планеты, найденной Боруцким и его коллегами в 2011 году, было открыто всего 10 "татуинов" в восьми звездных системах. KOI-2939b стала одиннадцатой планетой такого рода, и первым "двойником Юпитера" среди них.

Редкость столь далеких "татуинов", как отмечают ученые, может объясняться тем, что они становятся видимыми для "Кеплера" лишь очень короткое время, когда их орбита, периодически "качающаяся" в результате гравитационных взаимодействий со звездами, почти идеально накладывается на диск светила, если смотреть на них с Земли. К примеру, KOI-2939b станет невидимой для нас примерно через 160 лет, заключают планетологи.

• Татуин, татуина, татуины. "Татуин" научный термин обозначающий экзопланеты? Автор пересмотрел Звездных Войн и у него случилось помутнение? Если у вас в голове бардак, не стоит его проецировать в головы ваших читателей!
    26.12.2015
  • Так как комментов от спецов нет, предлагаю, вылетать для исследований незамедлительно! сразу же! уже!
    26.12.2015
  • не понятно какие силы на неё действуют.Планеты в солнечной системе так не вращаются.Как много ещё непознанного.
    28.12.2015