Ученые получили новые данные по эволюции скоплений галактик - РИА Новости, 16.12.2015

Ученые получили новые данные по эволюции скоплений галактик

© Фото : ESA/XMM-Newton/XXL survey consortium/(S. Snowden, L. Faccioli, F. Pacaud)Одно из двух полей "Обозрения XXL"- южное (XXL-South Field или XXL-S).
Одно из двух полей Обозрения XXL- южное (XXL-South Field или XXL-S).
Главная цель исследования, как сообщается, состоит в составлении и определении параметров выборки примерно 500 скоплений галактик вплоть до расстояний, соответствующих возрасту Вселенной примерно вдвое меньшему нынешнего.

МОСКВА, 16 дек — РИА Новости. Международный коллектив астрономов с помощью телескопов Европейской южной обсерватории (ESO) внес принципиальный вклад в сверхмасштабный поиск скоплений галактик, которые являются крупнейшими гравитационно связанными структурами во Вселенной, говорится в сообщении ESO.

Астрофизики обнаружили скопление молодых колоссальных галактик
Скопления галактик — сверхмассивные конгломераты галактик, содержащие гигантские количества горячего газа с настолько высокой температурой, что он излучает в рентгеновском диапазоне. Изучение этих структур очень важно, так как в их образовании играют большую роль загадочные компоненты Вселенной, темная материя и темная энергия. Исследуя их свойства на различных стадиях истории Вселенной, можно узнать больше об этих непонятных пока видах материи.

Исследовательский коллектив, состоящий из более сотни астрономов со всего мира, начал свою работу по поиску космических монстров в 2011 году. Хотя высокоэнергетические рентгеновские лучи, по которым и можно нащупать положения скоплений галактик, поглощаются атмосферой Земли, их могут зарегистрировать рентгеновские космические обсерватории. Обзор, проводимый космической миссией ESA XMM-Newton — крупнейшая из наблюдательных программ этого орбитального телескопа — был подкреплен наблюдениями в ESO и других обсерваториях. Результатом этой работы стал колоссальный и продолжающий расти массив данных по всему электромагнитному спектру, названный "XXL-Обозрением".

"Главная цель обзора XXL — составление и определение параметров выборки примерно 500 скоплений галактик вплоть до расстояний, соответствующих возрасту Вселенной примерно вдвое меньшему нынешнего", приводятся в сообщении слова ведущего исследователя проекта XXL Маргариты Пьер из CEA (Сакле, Франция).

Ученые получили изображение галактики в тумане
Ученые получили изображение галактики "в тумане"
Рентгеновский телескоп XMM-Newton получает изображения двух участков неба, с угловым размером примерно в сто раз больше полной Луны каждое, и выявляет множество ранее неизвестных скоплений. Группа XXL опубликовала результаты своей работы в виде серии статей, где описаны 100 самых ярких из открытых скоплений галактик.

Тщательный анализ оптического излучения от галактик, входящих в открытые скопления, был выполнен с приемниками EFOSC2 на Телескопе Новой Технологии (NTT) и FORS на Очень Большом Телескопе ESO (VLT). Он привел к очень важному результату, поскольку удалось измерить точные расстояния до скоплений галактик, что сделало картину обзора трехмерной. Это имеет принципиальное значение в установлении картины распределения темного вещества и темной энергии, отмечается в сообщении.

Ученым удалось открыть пять новых сверхскоплений галактик, которые дополнят перечень уже известных объектов такого типа, в одном из которых, Сверхскоплении Ланиакея, находится и наша галактика.

Астрофизикам также удалось осуществить ряд оптических наблюдений скопления галактик под рабочим названием XLSSC-116, расположенного на расстоянии более шести миллиардов световых лет от нас, в котором имеется необычно яркий диффузный источник света. Этот объект наблюдался с приемником MUSE на VLT.

"Впервые мы имеем возможность наблюдать в деталях рассеянный источник света в удаленном скоплении галактик. Это прекрасно иллюстрирует мощь приемника MUSE", — говорит соавтор работы Кристоф Адами (Christoph Adami) из Астрофизической лаборатории в Марселе (Франция).

Полученные в ходе обзора данные также подтверждают, что скопления галактик в прошлом представляют собой уменьшенные копии тех, что наблюдаются сейчас. Это важный факт для теоретического понимания эволюции скоплений галактик в масштабе всей истории Вселенной.

"Даже простой подсчет числа скоплений галактик в "XXL-Обозрении" подтвердил странный результат, уже полученный в прошлом: число удаленных скоплений галактик оказывается меньше, чем предсказано на основе тех значений космологических параметров, которые измерены космической миссий ESA's Planck. Причина этого расхождения непонятна. Ученые надеются получить решение этой космологической загадки, когда будет завершен сбор полного объема данных "XXL-Обозрения" в 2017 году", — говорится в сообщении.