Ученые заставили плоских червей вырастить "чужую" голову и мозг - РИА Новости, 25.11.2015

Ученые заставили плоских червей вырастить "чужую" голову и мозг

© Фото : Emmons-Bell et al./IJMS 2015Схема эксперимента по отращиванию "чужих" голов
Схема эксперимента по отращиванию чужих голов
Американские генетики впервые смогли заставить плоского червя отрастить голову и нервную систему другого вида этих беспозвоночных, мешая его клеткам обмениваться электрическими сигналами.

МОСКВА, 25 ноя – РИА Новости. Американские генетики впервые смогли заставить плоского червя отрастить голову и нервную систему другого вида этих беспозвоночных, мешая его клеткам обмениваться электрическими сигналами, говорится в статье, опубликованной в журнале International Journal of Molecular Sciences.

В последние годы ученые находят все больше свидетельств того, что устройство тела человека и других живых существ, а также особенности их поведения, задаются не только генами, но и тем, как "упакована" их ДНК и множеством других факторов, не связанных с передачей генетической информации.

В частности, за последние годы биологи выяснили, что так называемые эпигенетические метки помогают животным и растениям быстрее приспосабливаться к новым условиям среды, а проблемы с их "перезаписью" оказались связаны с предрасположенностью к гомосексуальности и суицидам среди людей.

Майкл Левин (Michael Levin) из университета Тафтса (США) и его коллеги нашли еще один необычный пример влияния среды  на облик и поведение животных, обнаружив, что процесс формирования головы и нервной системы у целого ряда плоских червей очень сильно зависит от того, как клетки обмениваются электрическими сигналами во время регенерации головы.

Процесс регенерации головы червя-планарии с модифицированным геномом
Ученые впервые заставили червей регенерировать отрубленные головы

К такому выводу ученые пришли, экспериментируя с планариями вида Girardia dorotocephala — одного из самых распространенных на территории Нового Света плоских червей, известных своей способностью к регенерации и умением заново отращивать голову и нервную систему в случае их потери.

Наблюдая за регенерацией головы у этих планарий, Левин и его коллеги заметили нечто крайне необычное – блокировка определенных пор в стволовых клетках, участвовавших в регенерации, приводила к заметным изменениям в форме головы и даже к изменениям в структуре мозга и всей нервной системы в целом.

Австралийская бородатая агама, чьи самцы начали превращаться в «трансвеститов» под действием глобального потепленияАвстралийская бородатая агама, чьи самцы начали превращаться в «трансвеститов» под действием глобального потепления
Изменение климата заставило австралийских агам стать "трансвеститами"

Через некоторое время биологи научились манипулировать этим процессом, создав несколько новых "видов" червей, заставив Girardia dorotocephala отрастить голову, идентичную по форме и структуре на головы трех других видов планарий — Schmidtea mediterranea, Dugesia japonica и Polycelis felina.

Подобные изменения, как отмечают ученые, не были постоянными – после прекращения блокировки каналов в клетках головы червей постепенно, через несколько недель, возвращались в нормальный вид. Пока биологи не знают, почему это происходит и как это можно остановить.

Левин и его коллеги полагают, что дальнейшие наблюдения за трансформациями головы Girardia dorotocephala и других плоских червей могут помочь медикам понять, как мы можем "научить" тело человека восстанавливать утерянные конечности и при этом управлять процессом их регенерации.