МОСКВА, 10 ноя – РИА Новости. Склонность человека верить в сверхъестественные силы и явления даже тогда, когда их природа была опровергнута прямо на его глазах, объясняется тем, что за иррациональные мысли в нашем мозге распознает один его регион, а за их исправление – совершенно другой участок, пишет психолог в статье в журнале Psychological Review.
"Даже тогда, когда все условия являются идеальными для того, чтобы человек мог заметить ошибку в своих рассуждениях, и когда у человека есть вся мотивация и возможности вести себя рационально, магическая интуиция все равно побеждает", — рассказывает Джейн Райзен (Jane Risen) из университета Чикаго (США).
Как объясняет Райзен, она начала изучать эту проблему после того, как она заинтересовалась поведением спортивных фанатов. Многие из них являются вполне рациональными и даже неверующими людями, однако когда дело касается матчей их любимой команды, почти у каждого фаната есть свой набор ритуалов и примет, которым они приписывают сверхъестественные силы.
Райзен попыталась раскрыть корни этих суеверий, абсурдность которых люди полностью осознают и, тем не менее, продолжают в них верить, наблюдая за поведением нескольких таких людей и пытаясь описать работу их психики при помощи математической модели.
Как объясняет психолог, человек умеет мыслить, образно выражаясь, двумя способами – "быстро" и "медленно". Под первым понятием ученые подразумевают интуитивное мышление, позволяющее нам быстро и просто выходить из жизненных ситуаций и принимать сиюминутные решения, а под вторым – более энергозатратную манеру мышления, которая в основном работает, корректируя ошибки первой.
Как считает Райзен, сам факт того, что суеверия продолжают довлеть над разумом человека даже в том случае, если он понимает их ошибочность, говорит о том, что за работу "медленного" мышления отвечает не один, а два региона мозга.
Первый из них отвечает за распознавание ошибок, а второй – за их исправление. На связь между ними может влиять те части мозга, которые отвечают за работу чувства интуиции, мешая обмену информации между ними. Это, как полагает Райзен, и объясняет то, почему многие спортивные фанаты ведут себя крайне суеверно, а менеджеры в крупных компаниях часто принимают иррациональные решения.