Астрономы: землеподобные планеты рождаются из мелкой "гальки" - РИА Новости, 27.10.2015

Астрономы: землеподобные планеты рождаются из мелкой "гальки"

© University of Copenhagen/Lars BuchhaveПротопланетный газопылевой диск вокруг звезды
Протопланетный газопылевой диск вокруг звезды
Каменистые планеты, похожие на Землю, берут свое начало в своеобразном "рое" из мелкой каменной гальки размером в несколько десятков сантиметров, что может объяснять то, почему Марс обладает столь малыми размерами.

МОСКВА, 27 окт – РИА Новости. Каменистые планеты, похожие на Землю, берут свое начало в своеобразном "рое" из мелкой каменной гальки размером в несколько десятков сантиметров, что может объяснять то, почему Марс обладает столь малыми размерами, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

"Понимание того, почему Марс гораздо меньше, чем показывают расчеты, десятилетиями было большой проблемой для планетологии и для создания моделей Солнечной системы. И теперь у нас есть объяснение этому в самом процессе рождения планет", заявил Хэл Левисон (Hal Levison) из Юго-западного исследовательского института в Боулдере (США).

Сегодня у ученых почти нет сомнений в том, что планеты начинают свое рождение внутри плоского газопылевого диска, заполненного мелкими частицами пыли и плотными клубами, а их формирование заканчивается в ходе серий столкновений планетизималей – "зародышей" планет размером с Весту или Цереру, а также крупных комет и астероидов.

"Посередине" между ними зияет теоретическая и практическая пустота – пока планетологи не пришли к единому мнению насчет того, что происходит после слепления единичных зерен пыли в относительно небольшие комки размером в сантиметр. Существует несколько разных теорий, проверка которых была невозможна до последнего времени.

Планета Юпитер
Планеты-гиганты были "скульпторами" Солнечной системы, считают ученые

Здесь на помощь ученым приходят телескопы – миллиметровые радиообсерватории и инфракрасные телескопы впервые позволили астрономам заглянуть внутрь далеких от нас протопланетных дисков, где формируются будущие "горячие юпитеры", землеподобные планеты и даже аналоги "Татуина" из звездных войн вроде планеты у GG Тельца.

Эти наблюдения, как рассказывает Левисон, показали, что протопланетные диски на определенном этапе развития представляют собой не набор газа и пыли, а своеобразный "суп" из множества небольших булыжников, "гальки", как их называют астрономы, чей диаметр составляет несколько десятков сантиметров.

Звездные ясли Barnard 5 в созвездии ПерсеяТак художник представил себе зародыши звезд сегодня (слева) и через миллион лет (справа)Зародыши звезд в нитях газа в туманности Barnard 5
Ученые нашли в созвездии Персея рождающуюся звездную систему-"Татуин"

Как выяснила группа Левисона, именно существование подобной гальки объясняет то, почему Марс обладает столь малыми размерами, а Земля и Венера – достаточно большими габаритами.

Расчеты его команды показывают, что на поведение и скорость движения подобной космической "гальки" будут очень влиять две вещи – их относительные размеры и то, как далеко они расположены от светила. Ключевой момент: чем ближе к Солнцу и чем больше отдельный "булыжник" или их скопление, тем меньше их движение будет "тормозиться" трением о газ и прочими аэродинамическими силами.

Система Бета Живописца глазами художникаЗвезда Бета Живописца и ее окрестностиПланета Бета Живописца b (Beta Pic b) глазами художника
Ученые получили фотографии формирующейся планеты в созвездии Живописца

Благодаря этому весь протопланетный диск дестабилизируется, и менее крупная "галька" начнет падать и соединяться с материей подобных "булыжников", заставляя их расти с очень быстрой скоростью. В результате этого крупные астероиды, возникшие в гуще этого протопланетного "супа", будут очень быстро вырастать до размеров планетизималей, если они находятся близко к светилу.

В случае с Землей и Венерой это торможение и дестабилизация были достаточно сильными для того, чтобы возникли достаточно крупные протопланетные тела, объединившиеся в последствии в нашу планету и "утреннюю звезду". Этот процесс происходит очень быстро – первые планеты в модели Левисона и его коллег родились уже через 20 миллионов лет после рождения Солнца.

На орбите Марса дело обстояло по-другому – из-за большого расстояния до Солнца аэродинамическое торможение "галек" было слабым, благодаря чему они сталкивались друг с другом  и с "эмбрионами" планет гораздо реже. Это объясняет то, почему масса Марса в 10 раз меньше земной, и почему за ним находится не пятая планета, а пояс астероидов.

"Насколько я знаю, наша модель является первой, которой удалось воспроизвести всю структуру Солнечной системы – Землю, Венера, небольшой Марс, малый пояс астероидов, два газовых и ледяных гиганта и "чистый" пояс Койпера", — заключает Левисон.